ЖУРНАЛ СТА 1/1997

И нженерам по эксплуатации и ремонту разнород- ной техники знакомо чувство раздражения, ког- да приходится иметь дело с оборудованием, не обеспеченным нормальной документацией, или когда эта документация вообще утеряна. Часто изготовители, предоставляя даже принципиальные электрические схе- мы своих плат, не удосуживаются описать системную шину своего устройства, считая эту информацию очевид- ной, общедоступной и само собой разумеющейся. Наде- емся, что приведенная здесь справочная информация по разъемам различных компьютерных шин окажется пол- езной для специалистов. Разумеется, мы не претендуем на исчерпывающее изложение этой темы, тем более, что рамки журнала не позволяют углубляться в детали. Вы не найдете здесь информацию о таких шинах, как AT-96 или Industrial PCI, распространенных практически только в Германии, а также о шине Futurebus, судьба кото- рой является ярким доказательством того факта, что тех- ническое совершенство идеи не является гарантией ее коммерческого успеха. Не описано также множество фирменных шин типа NuBus (Apple), Microchannel (IBM) или Q-Bus (DEC) из-за их ограниченного применения в промышленных системах. Шина STD — это почти ровесник микрокомпьютер- ной эры. Тем не менее STD до сих пор довольно широ- ко распространена, особенно в США. 32-разрядный ва- риант шины STD-32 здесь не приводится в связи с его небольшой распространенностью. Шина ISA безусловно является самой распространен- ной в мире и еще долго будет применятся в индустриаль- ных компьютерах. Шина РС/104 практически представ- ляет собой мезонинную версию шины ISA, хотя их элек- трические характеристики и отличаются (нагрузочная способность РС/104 уменьшена до 4 mA). Несмотря на то, что рынок изделий РС/104 весьма узок (объем про- даж изделий РС/104 в 1995 году во всем мире оценивался всего в $6,5млн.), РС/104 часто используется в качестве шины расширения для одноплатных компьютеров. Шина VL-Bus быстро теряет свою популярность, повто- ряя судьбу 486 микропроцессора, который ее в свое время и породил. Шина EISA еще применяется в высокопроиз- водительном оборудовании, однако быстро вытесняется шиной PCI. Шина Multibus II, рассматривавшаяся в свое время как серьезный конкурент VME, сейчас переживает не лучшие свои времена, особенно после того как фирма Intel отказалась от поддержки своего детища. Шина же VME получила довольно широкое распространение для индус- триальныхи других специальныхприложений. Однако ос- новные принципы шины VME, заложенные ком-панией Motorola в 70-х годах (в эпоху господства технологии TTL), стали тормозом на пути ее развития. Несмотря на по- явление расширенной версии (VME64), доля изделий VME на рынке встраиваемых систем постепенно уменьшается. Совсем недавно в недрах ассоциации PICMG (ассоциа- ции производителей оборудования с шиной PCI) были разработаны спецификации на шину Compact PCI. Не- смотряна то, чтоспецификацииеще дорабатываютсяису- ществуют проблемы совместимости изделий различных изготовителей, популярность шины быстро растет. Не- большие фирмы, которые были инициаторами разработ- ки Compact PCI (такие как Ziatech и ProLog), сейчас, по-ви- димому, с опаской ожидают выхода на этот рынок круп- ных производителей VME. Признаки этого уже имеются. Сначала PCI получила признание в качестве мезонинной шины для плат VME, а сейчас уже поя-вились комбиниро- ванные платы VME высотой 6U, где в качестве второго разъема используется Compact PCI. Архитектура PCI оказала также большое влияние на шину CardBus, являющуюся дальнейшим развитием стандарта PCMCIA. Ниже приводится небольшая табли- ца, которая поможет быстрее найти информацию об интересующей вас шине. Инверсность логических сиг- налов обозначается символом «-» перед именем сигна- ла, либо символом «*», или «#» после имени сигнала. Напоследок хотелось бы посоветовать разработчикам не увлекаться супермодными быстродействующими шинами без особой на то необходимости. В 90% случа- ев для обмена с аппаратурой аналогового и цифрового ввода/вывода достаточно иметь шину с пропускной способностью менее 1 Мбайт/с. В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ ИНЖЕНЕРА 109 1/97 Ш ИНЫ РАЗНЫЕ НУЖНЫ , ШИНЫ РАЗНЫЕ ВАЖНЫ ШИНА Стр. VME . . . . . . . . . . . . . . . . . .110 SUN . . . . . . . . . . . . . . . . . .110 VXI . . . . . . . . . . . . . . . . . . .111 MultiBus II . . . . . . . . . . . . .112 EISA . . . . . . . . . . . . . . . . . .112 VESA VL-Bus . . . . . . . . . . .113 PCI . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113 STD . . . . . . . . . . . . . . . . . .114 ISA (IBM PC/AT) . . . . . . . .115 PC/104 . . . . . . . . . . . . . . .115 PC CARD и CARDBUS . . . .115 COMPACT PCI . . . . . . . . .116 - .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy