ЖУРНАЛ СТА 1/1997

Зачем и кому все это нужно Любая крупная организация, кото- рая имеет достаточно большое коли- чество собственных транспортных средств, рано или поздно столкнется с проблемой эффективного учета мес- тонахождения своих автомобилей, са- молетов или судов, распределения за- дач среди них, контроля за ходом вы- полнения заданий и множеством по- добных. К счастью, в авиации и на фло- те эти вопросы практически во всех странах решены с помощью диспетчер- ских служб, использующих самые пос- ледние достижения технического про- гресса. В наземных службах место со- временных систем слежения за мобиль- ными объектами более чем скромное. Причины такого положения вещей понятны: автомобиль — намного более дешевое и распространенное средство передвижения, чем самолет или судно. Интенсивное воздушное движение са- мо по себе требует жесткого контроля за положением каждого самолета, ав- томобилисты же прекрасно обходятся сводом правил дорожного движения. Но есть службы, которые не могут обой- тись без тщательного контроля своих транспортных средств и на земле. В первую очередь, это службы быстрого реагирования — милиция, пожарная охрана, скорая помощь и служба «911», аналог которой, будем надеяться, скоро появится и у нас. Во-вторых, в таких системах остро нуждаются инкасса- торские организации. И, конечно, за перемещением своих курьеров долж- ны следить фирмы, занимающиеся срочной доставкой почтовых отправ- лений. Разумеется, данный список не исчерпывает всех, кому может приго- диться подобная система, но приведен- ные примеры наиболее характерны. Какие же конкретные задачи реша- ют типичные автоматизированные системы слежения за мобильными объ- ектами (по-английски Automatic Vehicle Location — AVL). Уже из определения следует, что такая система должна тем или иным образом определять и сооб- щать диспетчеру данные о положении подопечных объектов. Форма представ- ления этих данных может быть весьма разнообразной — от строки с координа- тами транспортного средства на терми- нале диспетчера до отображения пози- ции автомобиля на электронной карте. Как правило, диспетчер может узнать дополнительные параметры, например, степень загрузки, получить отчет от экипажа о выполнении задания, вести протокол движения в электронном ви- де, определить оптимальный маршрут... Что предлагает Trimble Navigation для построения типичной диспетчерской системы Компания Trimble Navigation — один из лидеров в разработке автоматизи- рованных следящих систем и аппарату- ры Глобальной системы местоопреде- ления (GPS) — предлагает комплексные решения практически для любых задач слежения и диспетчеризации. Система слежения состоит из подсистемы бор- товой аппаратуры транспортного сред- ства, подсистемы диспетчерского цент- ра и канала связи между ними (рис. 1). Для образования подсистемы борто- вой аппаратуры (то есть для объедине- ния сигналов бортовых приборов) вы- СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НАВИГАЦИЯ 1/97 56 С ОВРЕМЕННЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ СЛЕЖЕНИЯ ЗА ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ Михаил Качалин Статья описывает системы слежения за мобильными объектами, использующие современные методы связи, определения местоположения и обработки информации. Представлен один из вариантов структурной организации такой системы, основанной на электронной специализированной геоинформационной системе StarView.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy