ЖУРНАЛ СТА №2/1998

кривой 1. При этом цикл реза включает в себя сле- дующие фазы: 1 — ожидание старта, исходя из непрерывно вычисляемой возможной точки встречи. Точка встречи ЛН с металлом определяется из одно- значно определенной траектории разгона нож- ниц; 2 — разгон ножниц до скорости полосы. При этом в момент старта сис- тема управления размы- кается и дальнейшее дви- жение ЛН определяется темпом задатчика интен- сивности, установленно- го в электроприводе; 3 — синхронизация скоростей поло- сы и ножниц перед резом. В этой фазе более поздние исполнения систем уп- равления с целью повышения точности реза решают также задачу позициони- рования; 4 — поддержание скорости ЛН или их ускорения с целью обеспечения их бо- лее быстрого вывода из зоны реза; 5 — торможение ЛН с постоянным ус- тановленным при настройке системы темпом до скорости Vg; 6 — «дотяжка» ЛН на скорости Vg до фиксированной точки А на траектории; 7 — торможение ЛН с фиксирован- ным темпом до их полной остановки. Переключение фаз регулирования осуществляется с помощью настроен- ных на определенные точки траекто- рии ЛН каналов путевого фотоимпульс- ного выключателя. Системы, построен- ные по такому принципу, работают до- статочно надежно, однако реальная по- грешность при порезке составляет, как правило, 10-30 мм. Существенное влия- ние на точность порезки в данном слу- чае оказывает длительность периодов разгона и торможения: поскольку в это время система позиционирования раз- мыкается, происходит накопление ошибки, связанной с изменением ско- рости полосы, колебанием питающей сети, погрешностью задатчика интен- сивности и т. п. Некоторое уменьшение ошибки реза достигается за счет подключения пози- ционирующего регулятора в фазе 3 и введения дополнительной контроль- ной точки А на траектории ЛН (рис. 5). Другим способом уменьшения влия- ния возмущающих факторов, практи- куемым в настоящее время, является сокращение длительности фаз разгона и торможения. Данный способ, к сожа- лению, весьма неэффективен в связи с тем, что обеспечить значения интерва- лов разгона и торможения близкими к нулю, естественно, невозможно, а каж- дый шаг в этом направлении имеет вы- сокую цену, поскольку влечет за собой увеличение мощности электропривода ЛН (электродвигатель и тиристорный преобразователь), повышение расхода электроэнергии и ускорение износа механизма. Так, например, исходя из требуемой производительности ПГА 2- 7*80-500, электропривод ЛН мог быть оснащен тиристорным преобразовате- лем с номинальным током 500 А. Одна- ко по указанным причинам агрегат укомплектован преобразователем с номинальным током 1000 А. Реальная загрузка его в периоды разгона и тор- можения достигает 1200 А. При этом фактическая погрешность порезки при отсутствии изменения скорости полосы составляет 10-15 мм, в зависи- мости от скорости полосы. Очевидно, что ис- пользование до на- стоящего времени описанного метода управления ЛН явля- лось мерой вынуж- денной, вызванной в основном техничес- кими трудностями, связанными с невоз- можностью выполне- ния с помощью суще- ствовавших средств достаточно большо- го количества вычис- лений в короткие промежутки време- ни. Именно такие требования предъяв- ляет к системе управления другой спо- соб, основанный на сохранении управ- ляемости системы на всех фазах цикла реза. В данном случае накопление ошибки, связанной с возмущающими воздействиями в фазах разгона и тор- можения отсутствует и поэтому исче- зает необходимость использования предельных режимов работы оборудо- вания. Более того, появляется возмож- ность оптимизации цикла реза, с точки зрения минимума потребляемой энер- гии. Решение этой задачи достигается пу- тем симметрирования периодов разго- на и торможения с остановом ЛН в верхней мертвой точке. Диаграмма ра- боты ЛН при данном методе управле- ния представлена на рис. 5 в виде кри- вой 2. Следует отметить также, что при старом способе регулирования сниже- ние скорости полосы не уменьшает ве- личину тока разгона (торможения), а РАЗРАБОТКИ МЕТАЛЛУРГИЯ 54 2/98 Рис. 4. Вид рабочего экрана на пульте управления Рис. 5. Диаграмма изменения скорости летучих ножниц в цикле реза

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy