ЖУРНАЛ СТА №3/1998

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 38 3/98 Введение В настоящее время технологические процедуры, выполняемые персоналом на сложных и небезопасных энергети- ческих, силовых, нефтехимических производствах и установках, описыва- ются десятками различных инструк- ций, составляющих тысячи страниц текста. Время их освоения составляет несколько месяцев, а оперативная пе- реподготовка персонала затруднена. В то же время к квалификации опера- тивного персонала предъявляются вы- сокие требования, в связи с чем прово- дится периодическая аттестация пер- сонала. При этом необходимо отрабо- тать штатные и нештатные аварийные ситуации, которые часто по требова- ниям безопасности невозможно смо- делировать на реальном объекте. В настоящее время деятельность операторов моделируется на полно- масштабных тренажерах, а компью- терные тренажеры используются толь- ко для моделирования физических процессов. Появление мультимедиа технологий дает возможность исполь- зовать в тренажерах изображения и звуки реальных технологических объ- ектов. Это позволяет реализовывать новые функции в тренажерах. Кроме того, на ряде производств (например, на АЭС) существуют помещения, до- ступ в которые разрешается один или два раза в год и на очень ограниченное время. За это время персонал должен провести в этих помещениях профи- лактические работы. Используя трена- жеры с реальным изображением обо- рудования таких помещений, можно осуществлять предварительную под- готовку персонала и точно расплани- ровать весь процесс профилактики. Постановка задачи Имеющийся опыт разработки дина- мических тренажеров для оперативного персонала на базе ПК позволяет сфор- мулировать следующие основные тре- бования к компьютерным тренажерам: 1) интерфейс должен быть максималь- но приближен к реальным пультам и щитам управления; 2) динамическая модель технологиче- ского процесса должна учитывать постоянные времени и основные взаимосвязи реальных параметров; 3) средства разработки приложений должны быть простыми и гибкими; 4) должна быть предусмотрена воз- можность изменения сценариев тренировок и интерактивного из- менения ситуаций инструктором; 5) тренажер должен позволять оцени- вать и анализировать действия ис- пытуемого. Существенную помощь в проведении тренировок оказывают и средства муль- тимедиа, использование которых стано- вится дополнительным требованием. Современные пакеты MMI/SCADA (человеко-машинный интерфейс/дис- петчерское управление и сбор данных), такие как InTouch, FIX, Genesis, Trace Mode, Genie и др., работающие в среде Windows, позволяют достаточно быст- ро создать человеко-машинный интер- фейс для индустриальных и исследова- тельских установок. Версии пакетов ре- гулярно обновляются, а в журналах (не всегда беспристрастно) публикуются их рейтинги. Основным информационным элементом этих пакетов является тег (tag), имеющий уникальное имя и атри- буты. Тег является источником инфор- мации и может быть, например, сигна- лом с аналогового или дискретного дат- чика, данными, переданными из другого Windows-приложения, выходом блока обработки данных (например типового ПИД-регулятора), либо может быть вве- ден пользователем с помощьюкнопок, переключателей и регулировок. Пере- менные, определяющие состояние тегов, могут отображаться в реальном мас- штабе времени в виде совокупности графических динамических образов, для которых в наиболее развитых паке- тах определяются пропорциональное перемещение, поворот, масштабирова- ние, цвет, а также видеоряд и звуковое сопровождение. Во всех пакетах имеют- ся и типовые средства отображения: имитаторы регистрирующих приборов с различной шкалой, ползунковые и Разработка тренажеров и отладка проектов АСУ ТП на базе пакетов MMI/SCADA Раис Ахметсафин, Римма Ахметсафина, Юрий Курсов Рассматривается информационное взаимодействие MMI/SCADA пакетов и пакетов визуального моделирования при разработке тренажеров оперативного персонала и моделировании АСУ ТП, вводится критерий оценки действий испытуемого.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy