ЖУРНАЛ «СТА» №2/2001

6 СТА 2/2001 СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ www.cta.ru Н АЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВ СТАЦИОНАРНОЙ АППАРАТУРЫ Стационарная аппаратура (СА) предназначена для обеспечения безо- пасности движения и автоматизиро- ванного управления движением пасса- жирских и хозяйственных поездов на участках линий метрополитена, входя- щих в зону ответственности станции, то есть на станционных путях, включая оборотные тупики, на прилегающих частях перегонов и соединительных ветвях с другими линиями. СА функ- ционирует в двух режимах: основном и вспомогательном. В основном режиме осуществляется совместная работа ста- ционарной и поездной аппаратуры под управлением центрального поста — ре- жим централизованного автоматизи- рованного управления. Вспомогатель- ный режим обеспечивает автономное (местное) автоматизированное управ- ление по номинальным значениям под управлением оператора СА. Этот ре- жим используется в случае потери цен- трализованного управления или при переходе на местное управление. Переход из режима в режим осуще- ствляется оператором при наличии раз- решения от центрального поста (ЦП). В автоматизированном режиме рабо- та ведется с участием операторов, включённых в контур управления, и пользователей, то есть лиц, получаю- щих информацию только для анализа без возможности управления. На уров- не СА операторами являются поездной диспетчер или дежурный по посту цен- трализации (частично), а пользовате- лями — начальник станции, дежурный по посту централизации и дежурный электромеханик. СА имеет четыре функциональные подсистемы: БД — подсистема обеспечения безо- пасности движения; АУ — подсистема автоматизирован- ного управления движением поездов; ИО — подсистема информационно- го обеспечения; КД — подсистема контроля и диа- гностики. Подсистема БД обеспечивает: ● передачу по каналу с двукратной фа- зоразностной модуляцией (ФМК) и радиоканалу (РК) в поездную аппа- ратуру (ПА) текущих значений допу- стимой скорости (V д ) для данного и последующего участков пути; ● расчет V д c учетом поездной обста- новки на перегоне, технического со- стояния перегона и текущих параме- тров движения всех поездов; ● выдачу V д = 0 для торможения поезда до полной остановки перед занятым участком пути или перед участком с нарушенной целостностью рельсо- вой цепи; ● проверку условий безопасности и уп- равление дверями поезда на останов- ке и дверями станций закрытого типа; ● проверку условий безопасности пе- ревода стрелок и управление их по- ложением. Подсистема АУ обеспечивает: ● приём и дешифрацию команд цент- рализованного управления движени- ем поездов по линии, поступаюших от ЦП, а также контроль исполнения данных команд; ● выдачу команды отправления поезда со станции после истечения времени сто- янки по разрешению подсистемы БД; ● автоматическое открывание и закры- вание дверей на станции; ● задание и отмену маршрута и авторе- жима, а также выполнение дополни- тельных функций, выдачу необходи- мой оперативной информации и т. п. Подсистема ИО обеспечивает: ● поддержку базы данных, содержа- щую всю необходимую информацию для выполнения своих функций под- системами АУ и БД; ● предотвращение несанкционирован- ного доступа к работе с СА; ● прием и передачу информации о но- мере маршрута, номере поезда, типе подвижного состава, информирова- ние машиниста о состоянииПА и т. д.; ● прием от ЦП и информирование оператора и пользователя о поступа- ющих командах, прием команд от ПА и информирование оператора; ● обмен информацией по всем видам каналов между ПА и СА, а также между СА и ЦП. Подсистема КД включает в себя средства встроенного и внешнего кон- троля и диагностики и обеспечивает эксплуатацию СА «по состоянию». Средства встроенного контроля и диа- гностики обеспечивают обнаружение отказа компонента с точностью до сменного модуля (блока). Структурная схема станционной аппа- ратуры СА системы «Движение» (без сис- темыэлектропитания) приведена на рис. 1. В состав СА с путевым развитием входит следующая аппаратура: Система «Движение»: стационарная аппаратура, центральный пост и единая система радиосвязи Сергей Кузнецов, Виктор Половинкин Публикуемый материал является продолжением статьи «Комплексная система обеспечения безопасности и автоматизированного управления движением поездов метрополитена», напечатанной в СТА № 4 за 2000 год.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy