ЖУРНАЛ «СТА» №1/2004

звукового луча и места расположения «цели». Программа входит в комплект по- ставки прибора, по мере её совершен- ствования и добавления новых функ- ций обновленные версии будут рассы- латься всем пользователям. П ЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ Освоение новых принципов полу- чения и обработки информации о де- фектах представляет собой пока только научноисследовательскую задачу, и говорить об их скором вне- дрении преждевременно. Поэтому дальнейшее развитие автоматизиро- ванных систем неразрушающего контроля представляется в основном направленным на совершенствова- ние сервиса связи и обмена инфор- мацией. Сейчас появляются и становятся доступными по ценам устройства хранения информации на внешних носителях с обменом по USBпорту. Это открывает возможность переда- вать информацию в цех дефектоско- пии, не перевозя в него весь дефекто- скоп. Основная проблема здесь за- ключается в программной совмести- мости. Как уже указывалось, элек- тронный блок АДС02 функциониру- ет в среде MSDOS 6.22. К сожале- нию, эта ОС не имеет встроенной поддержки USB или Ethernet, поэто- му возникает проблема драйверов. Фирмыпроизводители не балуют разработчиков сведениями об устрой- ствах и не предлагают свои решения. Отдельные герои, занимающиеся на- писанием таких драйверов, не хотят браться за работу, не обещающую массового тиражирования, или уста- навливают стоимость разработки, сопоставимую с ценой всего прибора. Тем не менее работа в этом направле- нии ведется. Необходимость ежедневной пере- дачи информации с регистраторов в цех для хранения и вторичного конт- роля открывает ещё одно направле- ние работы. В настоящее время про- водится мощная кампания по ком- пьютеризации железных дорог Рос- сии. Например, на Горьковской же- лезной дороге волоконнооптичес- кой линией связи объединена уже значительная часть дистанций, по- этому применение Интернеттехно- логий в дефектоскопии можно счи- тать одним из перспективных на- правлений. Первый шаг был сделан нами, когда был организован канал связи по UDP. В настоящее время для успешной передачи данных между де- фектоскопом и компьютером требу- ется присутствие человека на обоих концах линии связи, что существенно затрудняет удалённую передачу. В то же время нет никаких принципиаль- ных препятствий на пути реализации более сложных сетевых протоколов обмена информацией (например TCP/IP). Если оператор будет иметь возможность передавать информа- цию в цех непосредственно с линии, производительность и оперативность контроля резко возрастут. Широкое внедрение дефектоско- пов с регистраторами и повышение качества записи информации может привести и к ещё одному качествен- но новому шагу – применению со- временных технологий автоматизи- рованного распознавания растровых изображений для повышения произ- водительности труда. Сейчас вся за- писанная информация просматрива- ется вручную, что весьма утомитель- но, учитывая объём поступающих данных и возможности ошибок при визуальном распознавании эхограмм человеком, пусть даже и квалифици- рованным. В то же время множество предприятий и организаций занима- ются разработкой программных про- дуктов для распознавания образов, например, на основе нейронных се- тей [4], а обработка растровых обра- зов дефектов довольно легко алго- ритмизируется. Конечно, решение о признании найденного рисунка изо- бражением дефекта будет принимать оператор (так же, как и врач, ставя- щий диагноз на основании инстру- ментальных данных). Применение таких технологий может перевести ультразвуковую дефектоскопию рельсов на качественно новый уро- вень. З АКЛЮЧЕНИЕ Как уже отмечалось, дефектоскопы АДС02 успешно прошли испытания МПС и Госстандарта РФ и применя- ются в системе федеральных желез- ных дорог. К настоящему времени се- рийное производство дефектоскопов нового поколения осваивает Феде- ральное унитарное предприятие «Ни- жегородский завод им. М.В. Фрунзе». Были найдены и другие применения прибора, например, он успешно ис- пользуется на рельсосварочном пред- приятии РСП17 Горьковской желез- ной дороги для входного контроля рельсов перед сваркой бесстыковых плетей. Приведённые примеры новых функций и возможностей дефекто- скопа в рамках одной модели показы- вают очевидные преимущества ис- пользования встраиваемых IBM PC совместимых платформ при создании нового поколения аппаратуры нераз- рушающего контроля. Бурное разви- тие микроэлектроники, появление новых аппаратных и программных средств позволяют быстро, безболез- ненно и с небольшими затратами об- новлять парк дефектоскопов без заме- ны многих дорогостоящих узлов, по- вышать ресурсные и функциональные возможности приборов. Опыт эксплу- атации партии приборов показал пра- вильность выбранного нами направ- ления в разработке систем неразру- шающего контроля, заключающегося в сочетании программной универ- сальности и аппаратной надёжности. Авторы признательны главному инже- неру службы пути ГЖД А.А. Альхимови- чу за помощь в организации эксперимен- тальных исследований и ходовых испы- таний разработанной аппаратуры, а также заместителю начальника лабо- ратории дефектоскопии ГЖД С.Ф. Ров- нову за консультации и помощь при под- готовке методических документов. ● Л ИТЕРАТУРА 1. Бабиков Д.Б., Грибов В.А., Кириллов А.Г. и др. Автоматизированная дефектоскопия рельсов// Современные технологии авто- матизации. – 2000. – № 1. 2. Гурвич А.К., Марков А.А. Испытания ре- гистраторов съёмных двухниточных де- фектоскопов// В мире неразрушающего контроля. – 2001. – № 3. 3. Липницкий А.К. Области применения плоскопанельных дисплеев Planar// Со- временные технологии автоматизации. – 1999. – № 4. 4. Яхно В.Г., Нуйдель И.В., Иванов А.Е. и др. Исследование динамических режимов нейроноподобных систем. Примеры при- ложений// Информационные технологии и вычислительные системы. – 2003. –№2. Авторы — сотрудники Института прикладной физики РАН и НТФ «Медуза» Телефон/факс: (8312) 16-4976 30 СТА 1/2004 РАЗ РА БО Т КИ / ЖЕ Л Е З НОДО Р ОЖНЫЙ Т РАН С ПО Р Т www.cta.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy