ЖУРНАЛ «СТА» №1/2005

64 СТА 1/2005 РАЗРАБОТКИ ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ www.cta.ru В ВЕДЕНИЕ Подготовка специалистов для проек- тирования и эксплуатации автоматизи- рованных систем измерений, испыта- ний и управления требует организации лабораторных практикумов, позволяю- щих изучать компоненты этих систем, приобретать соответствующие практи- ческие навыки [1]. Огромная, непре- рывно обновляющаяся номенклатура средств автоматизации и инструмента- рия для интеграции их в системы ставит перед техническими вузами практиче- ски неразрешимые проблемы внедре- ния методик ускоренного обучения и постоянного совершенствования лабо- раторной базы. Создание современных учебных лабораторий требует значи- тельных финансовых затрат на приоб- ретение технических средств, поддер- жание их в работоспособном состоя- нии, разработку методических мате- риалов. Более перспективным пред- ставляется создание хорошо осна- щённых центров коллективного поль- зования с возможностью удалённого доступа через глобальную информаци- онную сеть. Известные примеры таких центров, называемых также Webлабо- раториями, базируются, как правило, на программных симуляторах, реализо- ванных на Java, или на технологии вир- туальных инструментов LabVIEW (Na- tional Instruments), содержащих встро- енный Webсервер [2]. При разработке Webлаборатории «Микроконтроллеры и сигнальные процессоры» наряду с виртуальными инструментами LabVIEW использова- ны и другие технологии, что обеспечи- ло возможность ор- ганизации удалён- ного эксперимента на реальном обору- довании при сни- жении требований к качеству каналов связи. Известно, что дисциплина «Про- ектирование мик- ропроцессорных систем» с учётом её аналогов с несколь- ко иными назва- ниями является од- ной из самых рас- пространённых в технических вузах, и на примере этой дисциплины наглядно проявляются проблемы и перспективы дистанцион- ного образования. В ИРТУАЛЬНЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ СТЕНД Вначале рассмотрим основу сервер- ного компонента Webлаборатории – виртуальный лабораторный стенд, со- став и функциональные возможности которого представляют, по нашему мнению, самостоятельный интерес. Как обычно выглядит (или должно выглядеть) рабочее место лаборатории проектирования микропроцессорных систем? Прежде всего рабочее место со- держит комплект программных средств: редакторы, компиляторы, симуляторы, с помощью которых изучаются особен- ности архитектуры микропроцессорно- го устройства (например микрокон- троллера), принципы проектирования и отладки прикладных программ на про- граммнологической модели объекта. Нередко функциональность рабочего места этим и ограничивается. При этом студенты лишаются возможностей оце- нить правильность функционирования периферийных узлов микроконтролле- ров, понаблюдать сигналы, формируе- мые проектируемой системой, прокон- тролировать взаимодействие её с обслу- живаемыми объектами, протестировать алгоритмы в реальном времени при раз- личных сочетаниях внешних условий. Дополнение рабочего места физиче- ским прототипом проектируемой сис- темы – оценочным модулем – создаёт предпосылки для более глубокого по- нимания процессов, протекающих в Web-лаборатория «Микроконтроллеры и сигнальные процессоры» Рассматриваются структура и возможности Web-лаборатории, обсуждаются достоинства и недостатки организации дистанционного лабораторного практикума. Определены направления развития Web-лаборатории с учётом современной номенклатуры микропроцессорных средств систем автоматизации. Ефим Баран, Пётр Захаров, Андрей Любенко Терминальный класс Web-лаборатории проектирования микропроцессорных систем: в классе только компьютеры и Интернет, оборудование — на сервере!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy