ЖУРНАЛ «СТА» №3/2005

38 СТА 3/2005 СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ www.cta.ru В ВЕДЕНИЕ С 1981 года Научноисследователь- ский институт машиностроения (НИИМаш) – головное предприятие ракетнокосмической отрасли России в области разработки и изготовления ракетных двигателей малой тяги (РДМТ) для космических аппаратов. Исследования, разработка и производ- ство РДМТ остаются основной темати- кой института и в настоящее время. В НИИМаш разработано более 30 на- именований двигателей, прошедших лётную эксплуатацию в составе косми- ческих аппаратов (КА) «Салют», «Ал- маз», «Мир», модулей дооснащения «Квант», «Кристалл», «Спектр», «При- рода», пилотируемых космических ко- раблей (КК) «СоюзТ», «СоюзТМ», грузовых КК «Прогресс», «Про- грессМ» и «ПрогрессМ1», многора- зовой транспортной космической сис- темы «Буран». РДМТ НИИМаш обес- печивают управление орбитальным полётом блоков международной кос- мической станции (функционального грузового блока «Заря», служебного модуля «Звезда» и универсального сты- ковочного модуля), космических аппа- ратов типа «Космос», «Янтарь», «Мол- ния» и др., а также разгонных блоков «Бриз» и «Рокот». Всего более 10 тысяч экземпляров РДМТ разработки и изго- товления НИИМаш обеспечили ус- пешную эксплуатацию свыше 800 КА с реальным сроком полета от 3 до 15 лет. Внешний вид двухкомпонентного ракетного двигателя малой тяги РДМТ135М представлен на рис. 1. Для достижения высоких эксплуата- ционных характеристик РДМТ особое место при их создании отводится стен- довым огневым испытаниям. На сов- ременных огневых стендах с макси- мальной степенью соответствия ими- тируются условия эксплуатации и реа- лизуются широкие диапазоны требуе- мых режимов работы РДМТ. Энергети- ческие параметры и тепловое состоя- ние РДМТ при его работе определяют- ся многими факторами, поэтому толь- ко эксперименталь- ные исследования в ходе стендовых ис- пытаний позволяют сделать окончатель- ный выбор опти- мальных схем и па- раметров смесеобра- зования ракетного топлива, конструк- тивного исполнения узлов и компо- новки двигателя в целом. Для подтверждения работоспособ- ности каждый выпускаемый НИИМаш экземпляр двигателя проходит конт- рольнотехнологические испытания (КТИ) как в непрерывных, так и в им- пульсных режимах работы. Кроме того, с целью подтверждения работоспособ- ности поставляемых двигателей на тре- буемый ресурс и для конкретных усло- вий эксплуатации на космических объ- ектах часть двигателей из поставочной партии подвергается контрольновы- борочным испытаниям, а для оценки качества и надёжности двигателей и определения степени соответствия их запасов работоспособности – специ- альным периодическим испытаниям. В настоящее время затраты на стен- довые наземные испытания товарных партий РДМТ составляют до 45% от суммы всех затрат. Техническому оснащению испыта- тельной базы в НИИМаш всегда уделя- лось должное внимание. Однако с на- чала девяностых годов институт, как и вся космическая отрасль, стал испыты- вать серьёзнейшие экономические за- труднения, но даже в этот период для решения критических и актуальных за- дач были изысканы возможности и со- зданы на базе ПК и плат сбора, обра- Автоматизированная система управления стендовыми огневыми испытаниями ракетных двигателей малой тяги В статье описывается создание автоматизированной системы управления стендовыми огневыми испытаниями ракетных двигателей малой тяги. Программно-технический комплекс системы реализован на базе изделий формата MicroPC и программного обеспечения «МАИС-2000». Описываемые решения позволяют повысить качество испытаний на основе применения высоконадёжных технических средств и увеличения точности измерения оценочных параметров. Система внедряется на испытательной базе НИИМаш (г. Нижняя Салда Свердловской области). Леонид Яшнов, Виктор Кухаренко, Михаил Ткачук, Сергей Чуйков Рис. 1. Внешний вид двухкомпонентного ракетного двигателя малой тяги РДМТ135М

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy