ЖУРНАЛ «СТА» №1/2006
34 СТА 1/2006 СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ www.cta.ru К тысячелетнему юбилею столицы Татарстана введён в эксплуатацию Ка- занский метрополитен, который, по мнению министра транспорта РФ, яв- ляется лучшим в России по своему уровню безопасности [1]. И это дейст- вительно так. Казанский метрополитен оснащён современными системами бесперебойного электропитания и по- жарной безопасности, средствами ан- титеррористической защиты и борьбы с грунтовыми водами. Вместе с тем наибольший интерес у отечественных и зарубежных специалистов в области эксплуатации метрополитенов вызы- вает аппаратнопрограммный ком- плекс управления движением поездов. Движущийся поезд метрополитена, как известно, представляет собой не только средство для быстрого и ком- фортного передвижения, но и источ- ник повышенной опасности для его пассажиров. Поэтому во всём мире к безопасности системы управления дви- жением поездов метрополитенов всегда предъявлялись повышенные требова- ния. Главная роль в решении этой зада- чи отводилась машинисту поезда. От его способности оперативно реагиро- вать на опасные ситуации, принимать правильные решения во многом зави- сели жизнь и здоровье людей. В основу построения системы управ- ления движением поездов Казанского метрополитена заложены идеи и прин- ципы, обеспечивающие достижение высокого уровня безопасности, кото- рые зародились в СанктПетербург- ском НИИ точной механики [25] и прошли экспериментальную проверку в метрополитене города на Неве. Уни- кальность Казанского метро заключа- ется в полном отсутствии морально ус- таревших релейных средств управле- ния и организации движения, которые до сих пор используются в метрополи- тенах нашей страны. На смену этим средствам пришли отвечающие совре- менному мировому уровню бортовые и станционные вычислительные ком- плексы, способные самостоятельно об- наружить и локализовать угрозу безо- пасному состоянию находящихся в метрополитене людей. Система управления движением по- ездов Казанского метрополитена по- строена по иерархическому принципу и включает в себя три уровня. На верх- нем уровне располагается центр дис- петчерского управления (ЦДУ). С его помощью осуществляется сбор необхо- димой информации, её оперативный анализ и выдача управляющих команд на средний уровень, который включает в себя оборудование, установленное на станциях метрополитена. Нижний уро- вень представляет собой аппаратуру, размещённую на поездах. Ц ЕНТР ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Всё оборудование и программное обеспечение центра диспетчерского управления разделено на две взаимо- связанные системы: комплексную сис- тему «Движение» (КСД), которая осу- ществляет процесс организации дви- жения поездов метрополитена, и ком- плексную автоматизированную систе- му диспетчерского управления (КАС- ДУ), решающую задачу управления внешними устройствами (имеет серти- фикат соответствия). Информация о движении всех поез- дов, их техническом состоянии, а так- же о состоянии оборудования, установ- ленного на станциях, и путевой аппа- ратуре передаётся на ЦДУ по дублиро- ванной волоконнооптической связи и отображается на проекционных табло Безопасность и экономичность — главные черты системы управления движением поездов Казанского метрополитена Рассмотрены архитектура и состав системы управления движением поездов Казанского метрополитена, которая характеризуется высоким уровнем безопасности пассажиров и экономичностью эксплуатации. Эта система, в которой реализованы новейшие научные и практические достижения в области автоматизированного управления и организации движения поездов метро, представляет собой пример инновационной деятельности отечественной промышленности. Виктор Белов, Анатолий Голынский, Константин Потапов, Михаил Гаркуша, Лев Коренев Поезд на станции Казанского метрополитена
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy