ЖУРНАЛ «СТА» №3/2006

полнимо. Поэтому был разработан специальный метод передачи требуе- мых данных в регистратор: на носитель помещается специальный конфигура- ционный файл, имеющий предопре- делённое имя (в данном случае config.dat) и специальную структуру, и если бортовой регистратор при запуске находит этот файл на носителе, он счи- тывает записанную в нём информа- цию, выполняет соответствующие дей- ствия (например, устанавливает запи- санную в файле дату и время), после чего конфигурационный файл уничто- жается. После возвращения бортового реги- стратора на базу переносимый носи- тель извлекается и с помощью стан- дартного устройства для чтения карт CompactFlash™ (обычно подключаю- щегося через USB) нужные файлы пе- реносятся на рабочую станцию для об- работки программным обеспечением наземной части. После съёма данных с носителя пе- ред его установкой в бортовой регист- ратор необходимо произвести очистку носителя стандартным форматирова- нием. П РОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЗЕМНОЙ ЧАСТИ При построении программного обес- печения наземной части (программы расшифровки данных) использовался стандартный пакет Delphi 7. Программа расшифровки данных позволяет отражать информацию как в табличной форме, так и в форме гра- фиков (одновременно на экране могут быть представлены до 8 графиков). Пользователю предоставляются широ- кие возможности масштабирования данных и разнесения кривых по их зна- чениям (рис. 5). Предусмотрена воз- можность выбора требуемого времен- ного отрезка из всего диапазона с по- мощью перемещающихся маркеров М1 и М2 (соответственно левый и правый маркеры). Кроме того, могут быть оп- ределены максимальное, минимальное и среднее значения на заданном также с помощью маркеров временном ин- тервале. Выбранную и настроенную по жела- нию пользователя конфигурацию ото- бражения (цвет фона и оболочки гра- фиков, наличие сетки, цвет и толщина линии каждого графика, а также нали- чие и положение физических осей) можно запомнить и в дальнейшем про- сто вызывать и использовать для ото- бражения других полётных данных. Дополнительной возможностью яв- ляется запоминание расшифрованных данных (или их час- ти) в виде обычного текстового файла. Файл далее может быть прочитан стан- дартной програм- мой «Блокнот» или открыт с помощью пакета Excel. Воз- можность передачи данных в Excel от- крывает доступ не только к большому набору графиков и диаграмм этого пакета, но и к самым разнообразным вычислениям, включая статистическую обработку данных. На рис. 6 приводится пример по- строения траектории полёта дистанци- онно пилотируемого летательного ап- парата (ДПЛА) в прямоугольной систе- ме координат ГауссаКрюгера (время полёта около 50 минут). На траектории виден маркер положения ДПЛА, соот- ветствующий текущему времени, кото- рое устанавливается расположенным под диаграммой ползунком. М ОДИФИКАЦИЯ БОРТОВОГО РЕ - ГИСТРАТОРА Уже после окончания испытаний и выпуска первых образцов возникла за- дача регистрации данных как с более высокой частотой (для повышения ин- формативности), так и с более низкой (для увеличения регистрируемого ин- тервала времени). Оказалось, что аппа- ратура в её исходном состоянии позво- ляет выполнять до 64 записей в секун- ду. Изменения коснулись только про- граммного обеспечения. Программа модифицированного бортового регистратора позволяет ра- ботать с основными частотами опроса 8, 16, 32 и 64 кадра в секунду (с некото- рыми ограничениями выдерживается и частота 100 кадров). Изменение часто- ты опроса может производиться только перед запуском регистратора (с помо- щью уже упомянутого конфигурацион- ного файла config.dat), в процессе ра- боты частота опроса остаётся неизмен- ной. Приём данных по интерфейсу RS232 осуществляется только на час- тотах 8 и 16 кадров в секунду, на более высоких частотах этот приём отключа- ется. Запись на частоте 100 кадров в се- кунду также выполняется нормально, однако для сохранения записанных данных следует перед выключением регистратора предварительно снять сигнал РЗ. Для записи на остальных частотах это не является обязатель- ным — регистратор может быть просто отключён от питания (аварийное от- ключение), а данные записи сохраня- ются. З АКЛЮЧЕНИЕ К настоящему времени бортовой ре- гистратор (без описанной модифика- ции) прошёл испытания заказчика. При этом проводились не только стан- дартные испытания на функциониро- вание, но и полный цикл температур- ных и вибрационных испытаний на стендах. Не забыты были даже испыта- ния на устойчивость к грибкам. Выпущена первая серия регистрато- ров (8 экземпляров), которая успешно эксплуатируется в процессе испытаний ДПЛА уже более двух лет. Неисправно- стей и отказов не отмечено. Более того, когда в одном из первых испытатель- ных полётов ДПЛА потерпел аварию при приземлении, бортовой регистра- тор бесстрастно и скрупулёзно продол- жал фиксировать всё происходящее, не обращая внимание на жёсткий удар о землю и обрушившиеся на него потоки моторного топлива из разбитого ба- ка. ● Авторы — сотрудники Научно-исследовательского института вычислительных комплексов (НИИВК) им. М.А. Карцева Телефон: (495) 330-0992 Факс: (495) 330-5630 42 СТА 3/2006 РАЗ РА БО Т КИ / А В ИАЦИ Я www.cta.ru Рис. 6. Пример построения траектории полёта ДПЛА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy