ЖУРНАЛ «СТА» №3/2007

50 СТА 3/2007 РАЗРАБОТКИ КОСМОНАВТИКА www.cta.ru В ВЕДЕНИЕ Разработка средств поддержания за- данных условий транспортирования космических аппаратов (КА) к месту старта имеет свою историю. Первые КА после изготовления и проверки на заводеизготовителе транспортирова- лись на стартовый полигон в грузовых вагонах как обычный груз. Но по при- бытии на полигон КА должны были снова проходить полную проверку на специальных стендах для подтвержде- ния их готовности к запуску после пе- ревозки. Стендовое оборудование бы- ло очень дорогим, и проверка КА тре- бовала длительного времени. Встала задача исключить эти непро- изводительные затраты средств и вре- мени. Её решением стало создание специальных железнодорожных ком- плектов средств доставки (КСД), кото- рые обеспечивали бы поддержание температурновлажностного режима (ТВР) КА в течение всего времени его транспортирования. Для этого КСД оборудовались агрегатами, обеспечи- вающими в отсеке размещения КА: ● вентиляцию и подпор воздуха (груп- па вентиляторов); ● обогрев воздуха (группа электрока- лориферов); ● охлаждение воздуха (агрегаты охлаж- дения воздуха); ● осушку воздуха (совместное включе- ние калориферов и холодильников); ● очистку воздуха (система фильтров). Для поддержания ТВР необходимо было создать систему управления, обес- печивающую согласованное включение и выключение перечисленных агрегатов в соответствии с заданным алгоритмом. Первые КСД и системы поддержания ТВР были довольно примитивны: КА транспортировались в них только в пределах полигона, время транспорти- рования ограничивалось значениями порядка одного часа. Основным звеном в системе управления был человекопе- ратор, который по показаниям измери- телей температуры и влажности, руко- водствуясь своим опытом, вручную включал в нужный момент управляе- мые им агрегаты. Количество агрегатов было ограниченным, так как человек был не в состоянии оценивать большое количество сигналов и управлять боль- шим числом агрегатов одновременно. З АДАЧИ , РЕШАЕМЫЕ СИСТЕМОЙ В настоящей статье рассмотрена сис- тема управления агрегатами поддержа- ния ТВР, разработанная для современ- ного КСД. Эта система в процессе эксплуата- ции выполняет следующие функции: ● сбор и обработка информации, по- ступающей от объектов управления и контроля; ● управление исполнительными уст- ройствами – агрегатами ТВР; ● контроль технического состояния объектов управления, а также собст- венного оборудования системы авто- матизированного управления и кон- троля (САУК) с локализацией отказа при его возникновении; ● отображение на пульте информации о состоянии объектов управления и собственного оборудования; ● выдача оператору на информацион- ное табло буквенноцифровых сооб- щений о состоянии системы; ● защита управляемых агрегатов от вы- хода из строя при возникновении не- штатных ситуаций; ● блокировка ошибочных действий оператора при ручном управлении. Основным режимом работы САУК является автоматизированный. В этом режиме САУК автоматически управля- ет агрегатами, поддерживающими ТВР. При этом оператор наблюдает за про- цессом управления по средствам ото- бражения на лицевой панели стойки САУК и вмешивается в него только при возникновении нештатной ситуа- ции, например при отказе в системе. В САУК также предусмотрен режим ручного управления. Он используется при проведении технического обслу- живания КСД, когда поочерёдно про- веряется работоспособность каждого агрегата. Основными составными частями КСД являются два специально обору- Автоматизированная система поддержания заданных условий транспортирования космических аппаратов к месту старта Евгений Песляк, Георгий Творонович В статье описаны назначение и функции системы автоматизированного управления и контроля (САУК) параметров температурно-влажностного режима при транспортировании космических аппаратов к месту старта. Представлена структура САУК, реализованной на базе аппаратных средств MicroPC. Приведены результаты испытаний САУК в составе изделия.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy