ЖУРНАЛ «СТА» №4/2007

зерные сканеры, различные блокирую- щие замки для контроля доступа. Данная концепция системы безопас- ности обладает важной особенностью: при возникновении аварийной ситуации при срабатывании датчика блокируется только та часть установки, которая пред- ставляет опасность для человека. При этом работа остальных механизмов уста- новки не нарушается и потерь времени на незапланированные остановки техно- логического процесса не происходит. 2. Вся система (цепь) безопасности, начиная от датчика и кончая исполни- тельным устройством механизма (ка- тушкой реле, контактора, клапана или электродвигателя), должна быть серти- фицирована на соответствующую кате- горию безопасности. Согласно стандарту EN9541 все эле- менты системы безопасности (датчик безопасности, сертифицированное уст- ройство безопасности и исполнительное устройство) нормируются по пяти кате- гориям безопасности (B1, 1, 2, 3, 4). Ка- тегория определяется инжене- ромконструктором на стадии проекти- рования оборудования по специальной методике, основанной на оценке веро- ятности возникновения рисков опасной ситуации. Естественно, категория будет тем выше, чем большую угрозу для безо- пасности персонала представляет дан- ная установка или машина. Например, система управления ленточным транс- портёром, подающим щебень в бункер, обычно отвечает категории безопаснос- ти 2. Для данной системы для обеспече- ния безопасности используются аварий- ные кнопки и защитное ограждение. В качестве примера наивысшей категории 4 может служить система управления прессовой установкой для получения штампованных деталей. Безопасность персонала в этом случае обеспечивается наличием световых завес, расположен- ных в опасных зонах, специальных дву- ручных переключателей, которые опе- ратор использует для управления уста- новкой, а также аварийных кнопок для экстренного отключения оборудования. Таким образом, все отключающие (дискретные) сигналы от датчиков безо- пасности не должны идти непосред- ственно на исполнительное устройство либо через промежуточное устройство, не сертифицированное категорией бе- зопасности. Все сигналы датчиков в обязательном порядке должны обрабатываться только специальными сертифицированными устройствами безопасности (рис. 1). После обработки сигналов датчиков сертифицированное устройство безо- пасности генерирует сигнал на отклю- чение исполнительных устройств (реле, контакторов, клапанов) всех потенци- ально опасных механизмов. Самыми распространёнными типами сертифицированных устройств безопас- ности являются реле безопасного от- ключения и контроллеры безопасного отключения. Наличие сертифицированного устрой- ства безопасности в качестве промежу- точного звена между датчиком безопас- ности и исполнительным устройством диктуется требованиями стандарта EN9541 к системе обеспечения безопас- ности установки по целому ряду причин. ● В случае опасной ситуации (напри- мер, при экстренном нажатии кнопки аварийного останова) необходима по- вышенная надёжность в отключении исполнительных устройств. Требуе- мую надёжность могут обеспечивать только сертифицированные устрой- ства безопасности за счёт специально разработанной конструкции. ● В системе безопасности установки должны обнаруживаться все возмож- ные неисправности как входных це- пей (цепей датчиков безопасности), например короткое замыкание в ава- рийной кнопке, так и выходных цепей (цепей исполнительных устройств). К последним, например, относится «сваривание» контактов реле или кон- тактора. Логическая управляющая схема сертифицированного устрой- ства безопасности обеспечивает пос- тоянный контроль входных цепей и в случае обнаружения неисправности генерирует соответствующий сигнал. Контроль состояния выходных цепей обеспечивается путем введения в сер- тифицированное устройство безопас- ности цепей обратной связи. ● Кроме сертификации на определён- ную категорию (по EN9541), реле безопасности (или контроллер безо- пасности) в зависимости от типа отк- лючения исполнительного устройства сертифицируются на категорию оста- нова 0 или 1 согласно EN 602041. Это продиктовано требованием оста- нова для конкретного механизма. На- пример, если механизм имеет большие маховые массы, то осуществлять его торможение путем снятия напряжения питания с исполнительного устройства не представляется возможным. В этом случае используется управляемый оста- нов механизма за фиксированный про- межуток времени (согласно категории 1 по EN 602041). Рассмотрим основные отличия реле безопасности и контроллера безопас- ности. ● Реле безопасного отключения, как правило, имеет вход для контроля только одного датчика безопасности. Примерами данного устройства могут служить реле контроля защитной две- ри, реле аварийного останова, реле контроля световой завесы и так далее. Реле безопасности применяются на сравнительно небольших установках (до 45 датчиков безопасности). ● Контроллеры безопасности (програм- мируемые и с аппаратным конфигу- рированием) предназначены для уста- новок с большим числом механизмов (например, для протяжённой автома- тизированной конвейерной линии). С экономической точки зрения, на дан- ных установках выгоднее применять не реле безопасности, а контроллеры безопасности, так как они имеют мо- дульный принцип конструкции и поз- воляют контролировать большое чис- ло датчиков безопасности. П РЕИМУЩЕСТВА СЕРТИФИЦИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД ТРАДИЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ БЕЗОПАСНОСТИ Реализация систем безопасности на основе реле безопасности и контролле- РАЗ РА БО Т КИ / Б Е ЗОПАС НОС Т Ь 53 СТА 4/2007 www.cta.ru Рис. 1. Структурная схема сертифицированной системы безопасности

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy