ЖУРНАЛ СТА 3/2009

СИС Т ЕМНА Я ИН Т Е Г РАЦИЯ / С УДОВОЕ ОБОР УДОВ АНИ Е 38 www.cta.ru CTA 3/2009 удобных для восприятия оператором формах используется программный ком- плекс «КСПАвизор» разработки ООО НПК «ЛЕНПРОМАВТОМАТИКА», сконфигурированный в соответствии с требованиями заказчика (рис. 17, 18). Аппаратура и программное обеспече- ние системы автоматизации спроекти- ровано так, чтобы парировать практи- чески любой одиночный отказ. Приве- дём несколько примеров. 1. Любой обрыв связи в пределах кольца HIPER-Ring автоматически распозна- ётся, информационные потоки пере- распределяются, и передача информа- ции не прекращается. 2. Обрыв связи СУВД правого или левого борта с панелью управления, установ- ленной в рубке и обеспечивающей пе- реключение режимов и управление муфтами двигателей, не приводит к потере управления по этому борту, так как информация начинает посту- пать через СУВД другого борта. 3. Обрыв связи с блоком датчиков пара- метров движения не приводит к от- казу, так как при этом информация на- чинает поступать от другого датчика. Система автоматизации судна состоит из трёх частей: СУИ, СУВД и СУТС. Ка- залось бы, эти части мало связаны между собой и могут быть разработаны и по- ставлены отдельно, разными фирмами. Но при комплексном подходе по- являются следующие преимущества: ● улучшается качество системы за счёт применения распределённых алгорит- мов управления (примеры – связь СУИ и СУВД для обеспечения согла- сованного управления креном на по- вороте, связь СУТС, СУИ и СУВД для контроля гидросистемы и парирова- ния отказов, связь СУТС и СУИ для оптимизации управления интерцеп- торами в зависимости от загрузки судна топливом и т.д.); ● обеспечивается простое и удобное отображение информации на пультах в рубке благодаря унифицированным каналам связи и единому способу ото- бражения, отпадает необходимость в нескольких пультах для различных си- стем; ● ускоряется ввод в эксплуатацию ком- плексной системы, её последующее обслуживание упрощается и удешев- ляется благодаря применению унифи- цированных технических решений и общей аппаратной базы; ● упрощается организационное взаимо- действие проектанта судна, судо- строительного завода и разработчика средств автоматизации в процессе раз- работки, изготовления и испытаний судна. Все эти соображения привели к тому, что СУИ, СУВД и СУТС были объеди- нены в комплексную систему, разрабо- танную совместно ООО «Агат Дизайн Бюро» и ОООНПК «ЛЕНПРОМАВТО- МАТИКА». Успешное внедрение в сжа- тые сроки показало правильность такого подхода. При разработке системы, применяе- мой на судах, важным является вопрос устойчивости к внешним воздействиям. Были проведены испытания всего обо- рудования судовой автоматики на стенде ФГУПЦНИИ «Электроприбор» в части температурных воздействий (нагрев, охлаждение), механических воздействий (вибрации, удары) и электромагнитной совместимости. Испытания подтвер- дили соответствие применённой аппа- ратуры требованиям Российского Реч- ного Регистра. З АКЛЮЧЕНИЕ Необходимой частью современных скоростных судов являются системы ав- томатического управления. Они обес- печивают стабилизацию положения корпуса в условиях возмущений, управ- ление движителями как на основных ре- жимах движения, так и при маневриро- вании с малой скоростью, а также конт- роль и управление техническими сред- ствами судна. Эффект от создания таких систем – обеспечение высоких скоростных и эко- номических характеристик судна, а также улучшение эргономичности управления и обеспечение удобства ра- боты судоводителя, а значит, повыше- ние безопасности плавания. Автоматизация управления движе- нием скоростного судна предъявляет специфические требования к аппаратуре и программному обеспечению управ- ляющих контроллеров – прежде всего, это высокие требования к быстродей- ствию и отказоустойчивости. При соз- дании системы автоматизации были уч- тены эти требования, в результате ус- пешно решены задачи управления как на пассажирском скоростном теплоходе, так и на высокоскоростном морском многоцелевом катере. ● Л ИТЕРАТУРА 1. Глиссирующее судно: а. с. 407783 СССР, МПК6 В 63В 1/18/ Лукашевский В.А., Бан- никовЮ.М.; опубл. 10.12.1973, Бюл. №47. 2. Лукомский Ю.А., Корчанов В.М. Управ- ление морскими подвижными объекта- ми. – СПб : Элмор, 1996. 3. Динамика следящих приводов: учеб. посо- бие / под ред. Л.В. Рабиновича. – М. : Ма- шиностроение, 1982. 4. Земляновский Д.К. Устойчивость движе- ния и рыскливость судов. –М. : Транспорт, 1976. 5. Виноградов В. Системное развитие бы- стродействующих коммутируемых сетей Ethernet // Современны е технологии ав- томатизации. – 2008. – № 1. 6. Диллон Б., Сингх Ч. Инженерные методы обеспечения надёжности систем. – М. : Мир, 1984. Авторы– сотрудники ОООНПК «ЛЕНПРОМАВТОМАТИКА» иООО«Агат Дизайн Бюро» Телефон: (812) 350-1967 E-mail: info@lenprom.spb.ru Рис. 17. Основной экран контроля параметров движения Рис. 18. Отображение параметров оборудования машинного отделения © СТА-ПРЕСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy