ЖУРНАЛ СТА 3/2009

В ВЕДЕНИЕ С 1941 года ОАО «КБ «Электроприбор» (г. Саратов) занимается разработкой, вы- пуском, внедрением в серийное производ- ство и сопровождением образцов военной техники и изделий двойного назначения по следующим направлениям: ● аналоговые и цифровые системы регу- лирования двигателей и воздухозабор- ников силовых установок летательных аппаратов и специальных объектов на базе газотурбинных двигателей; ● датчики первичной информации (ча- стоты вращения, температуры, положе- ния, давления) и исполнительные меха- низмы (электромагнитные клапаны, дви- гатели линейных перемещений и т.п.); ● электрические двигатели постоянного и переменного тока, стартёры и генера- торы; ● автоматизированные средства назем- ного контроля и диагностики; ● авиационные холодильники. Изделия, разработанные на предприя- тии, нашли применение в составе многора- зовой космической системы «Буран», в ле- тательных аппаратах типа Су-27/Су-30, МиГ-29/МиГ-31, Ту-160, Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрия», в противокорабельной си- стеме 3М80 «Москит», в ракете «Х-31» и др. На протяжении последних лет коллек- тив предприятия работает над проблемой создания пульсирующих детонационных двигателей (ПДД). Проведены теоретиче- ские расчёты, математическое имита- ционное моделирование и испытания де- монстрационного образца двигателя ма- лой тяги. Для этой цели был использован огневой стенд, разработанный и изготов- ленный в ОАО «КБ «Электроприбор». Стенд позволяет испытывать различные макетные образцы ПДД (рис. 1). О СОБЕННОСТИ ОБЪЕКТА ИСПЫТАНИЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТЕНДА Разработанный макетный образец ПДД имеет следующие особенности: ● режим работы импульсный с частотой следования единичных импульсов от 1 до 200 Гц; ● скорость распространения пламени 800-2000 м/с; ● широкий диапазон изменения темпера- туры и давления компонентов топлива на входе в двигатель; ● температура в камере сгорания до 4000 К; ● возможность использования разных ви- дов топлива, имеющих различные агре- гатные состояния (жидкое, порошкооб- разное и газообразное). Разработанный стенд для огневых ис- пытаний макетных образцов ПДД обес- печивает: ● проведение испытаний макетных образ- цов, работающих на смесях жидкого го- рючего с воздухом; ● проведение испытаний макетных образ- цов, работающих на газовоздушных ра- бочих смесях; ● проведение испытаний макетных образ- цов, работающих на воздушно-порош- ковых рабочих смесях; ● исследование рабочих процессов, про- текающих в детонационных камерах (в реальном масштабе времени осу- ществляется измерение значений дав- ления и температуры в детонационной волне, скорости распространения дето- национной волны, единичного им- пульса тяги, частоты следования дето- национных процессов, секундных рас- ходов компонентов топлива); ● определение опытным путём оптималь- ного соотношения компонентов дето- национных смесей и его сравнение с расчётными данными; ● проведение обработки измеренных па- раметров, которая заключается в опре- делении значений интегральной тяги, удельного импульса тяги, определении различных функциональных зависимо- стей между параметрами и отображении их в виде графиков, диаграмм и таблиц. Сравнительный анализ технических и эксплуатационных характеристик извест- ных стендов для испытаний силовых уста- новок летательных аппаратов (ФГУП «ЦИАМ им. А.П. Баранова», ОАО «НПО «Сатурн», ФГУП «ММПП «Салют» и др.) показал, что ни один из них не учитывает особенностей разработанного макетного образца ПДД, в частности, они не приспо- соблены к проведению испытаний двига- телейна порошкообразных видах горючего, а также к измерению импульса тяги. П ОРЯДОК РАЗРАБОТКИ СТЕНДА В соответствии с требованиями ГОСТ2.102-68, ГОСТ2.103-68 разработана конструкторская документация следую- щего состава: чертёж общего вида, специ- фикация, чертежи деталей, сборочный чертёж, принципиальная электрическая схема, перечень элементов, принципиаль- 58 www.cta.ru CTA 3/2009 РАЗРАБОТКИ АВИАЦИЯ Стенд для огневых испытаний пульсирующих детонационных двигателей Герман Говоренко, Владимир Поршнев, Дмитрий Тетерин, АлексейЖебраков В статье изложен опыт создания стенда для испытания пульсирующих детонационных двигателей. Описаны структура и функции стенда, возможности использованных технических и программных средств. Рис. 1. Макетный образец ПДД малой тяги © СТА-ПРЕСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy