ЖУРНАЛ СТА 3/2009

РАЗ РА БОТ КИ / А ВИАЦИЯ блока газообразного горючего. Отличие состоит в использовании блока жидкого горючего вместо блока газообразного го- рючего. По управляющему сигналу с пульта управления 23 открываются клапаны 13, в результате чего сжатый воздух по магист- рали 4 проходит через регулятор расхода 14 и расходомер 16 на подогреватели 18 и далее на первый вход смесителя 19. Од- новременно происходит подача жидкого горючего из блока 3 по магистрали 5 через открытые клапаны 13, регулятор расхода 15 и расходомер 17 на второй вход смеси- теля 19, где происходит смешение жид- кого горючего с воздухом в расчётном со- отношении. С выхода смесителя 19 по ма- гистрали 6 смесь жидкого горючего и воз- духа (топливо) поступает в ПДД. В процессе работы ПДД расход воздуха устанавливается и регулируется с пульта управления 23 регулятором расхода 14, расход горючего – регулятором расхода 15. Информация о действиях оператора поступает с пульта управления 23, о теку- щих значениях расхода и давления воз- духа – с расходомера 16, а газообразного горючего – с расходомера 17. Информа- ция о параметрах рабочего процесса в ПДД поступает в систему измерения и ре- гистрации 24. Вся поступающая в систему измерения и регистрации 24 информация записывается и отображается в заданной оператором форме, а также может пере- даваться для обработки, хранения и ви- зуализации в автоматизированную си- стему обработки результатов 25 по коман- дам оператора. Работающий макетный образец ПДД показан на рис. 6. В процессе испытаний оператор может дополнительно устанавливать на ПДД комплекты выходных диффузоров 21 и эжекторных насадков 29. Для отвода продуктов детонации из ПДД используется выхлопное устрой- ство 22. В случае необходимости штатного или аварийного отключения испытательного стенда с пульта управления 23 прекраща- ется выдача сигналов. Закрываются кла- паны 13, система инициирования 20 пере- стаёт выдавать импульсные воздействия, и ПДД прекращает свою работу. О ТОБРАЖЕНИЕ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ Результаты испытаний, отображаемые в виде осциллограмм (рис. 7) на мониторе ПК, преобразуются в таблицу Microsoft Excel и обрабатываются при помощи этой же программы. Таблица результатов обработки содер- жит следующие данные: ● значения по оси времени; ● амплитуда напряжения на выходе ка- нала датчика тяги (канал А осцилло- графа); ● амплитуда напряжения на выходе кана- лов датчиков давления в детонационной камере; ● значение единичного импульса тяги; ● суммарное значение тяги; ● удельный импульс тяги. П ОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Разработанный стенд позволил прове- сти серию огневых испытаний ряда макет- ных образцов ПДД. В процессе огневых испытаний были выполнены следующие исследования: ● определена работоспособность смеси- теля компонентов эжекторного типа на частотах следования детонационных им- пульсов от 10 до 200 Гц, системы ини- циирования и макетных образцов ПДД в целом; ● определена работоспособность макет- ных образцов ПДД с многосекцион- ными детонационными камерами; ● определена работоспособность макет- ных образцов ПДД с газодинамической системой инициирования на основе ге- нератора Гартмана; ● определены зависимости основных тя- говых характеристик макетных образ- цов ПДД от степени заполнения и про- дувки детонационных камер, геометри- ческих характеристик детонационных камер, сопел, эжекторных насадков; ● испытана система электроискрового инициирования повышенной мощно- сти для обеспечения работы макетного образца ПДД при низких температурах рабочей смеси; ● по результатам испытаний определён технический облик ПДД, а также сфор- мулированы направления дальнейших исследований и разработки основных систем и устройств ПДД, в частности де- тонационной камеры, системы иниции- рования, системы подачи компонентов и продувки детонационной камеры, си- стемы автоматического управления. Огневой стенд находится в эксплуата- ции 5 лет. Без учёта отладочных операций на нём было проведено около 200 огневых испытаний макетных образцов ПДД. Ис- пытания показали надёжность функцио- нирования всех систем и узлов стенда. В процессе испытаний не было сбоев электронных систем управления, ини- циирования, измерения и обработки ре- зультатов. Возникшие в измерительных каналах помехи были устранены гальва- нической развязкой сенсоров от метал- лических частей стенда и макетного об- разца ПДД. ● 62 www.cta.ru CTA 3/2009 Рис. 7. Отображение параметров макетного образца ПДД на дисплее ПК Рис. 6. Работающий макетный образец ПДД с эжекторным насадком © СТА-ПРЕСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy