ЖУРНАЛ СТА 3/2009

В ВЕДЕНИЕ : ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ШИНЕ VME Свою историю шина VME ведёт ещё с 1981 года, когда в европейском отде- лении Motorola была предложена кон- цепция периферийной шины для но- вого процессора 68000. С тех пор она претерпела немало изменений, но её базовые концепции остались преж- ними. Сегодня VME занимает нишу специализированных решений и не используется в персональных компью- терах, как, например, шина PCI. Ре- шения на базе VME наиболее распро- странены в сфере ответственных и критичных к функциональной без- опасности применений, в частности, в добывающей отрасли, на транспорте, в изделиях оборонно-промышленного комплекса. На системы, в которых при- меняется VME, как правило, распро- страняются повышенные требования по «живучести» и продолжительности срока эксплуатации, выполнение ко- торых достигается решением следую- щих задач: ● замена выработавших ресурс аппарат- ных средств объектовых ЭВМ с обес- печением полной совместимости но- вой техники с функционирующей си- стемой; ● обеспечение интероперабельности уже функционирующих изделий с но- выми или обновляемыми подсисте- мами объектов эксплуатации; ● обеспечение возможности повторного использования апробированных тех- нических решений для применения в новых системах с целью повышения их надёжности и снижения стоимости разработки и верификации. Главной причиной широкого распро- странения шины VME является про- стота архитектуры связи. Простота обес- печивается тем, что эта шина является параллельной, и для каждого типа ин- формации используются отдельные фи- зические линии связи. Такой подход позволяет сократить накладные расходы вычислительных ресурсов, которые в последовательных шинах тратятся на распознавание адресов, данных и прочей служебной информации в едином по- токе информации. Хотя справедливости ради следует заметить, что с недавних пор в стандарте VME появились расши- рения для организации последователь- ных линий связи. Итак, параллельная шина VME ис- пользует отдельные физические линии для каждого разряда данных, адреса и прерывания. Для данных и адреса пред- назначено по 64 линии, для запросов на прерывания – семь линий. Для каждой линии обработчик прерывания (обычно это CPU-модуль) получает ещё и так на- зываемый вектор прерывания, по кото- рому определяется устройство, сгенери- ровавшее прерывание. Для систем жё- сткого реального времени важным обстоятельством является то, что линии запроса прерываний имеют приоритеты. Обработка векторов на одной линии также происходит в соответствии с приоритетами. Способ обмена информацией по шине VME асинхронный, то есть на шине не существует сигнала общей синхрониза- ции, как, например, на PCI. Логически все устройства шины VME делятся на три типа: ведущий, ведомый и арбитр. Ведущий инициирует циклы на шине, ведомый выполняет операции по 82 www.cta.ru CTA 3/2009 ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ Поддержка одноплатного VME-компьютера FASTWEL ™ CPC600 в системах реального времени на базеQNXNeutrino Михаил Колесов Статья посвящена вопросам применения VME-спецификации, ставшей одним из наиболее распространённых стандартов построения магистрально-модульных систем. В статье приводится краткий обзор функций шины VME. Особое внимание автор уделил специфике поддержки одноплатного компьютера с шиной VME в среде операционной системы жёсткого реального времениQNXNeutrino. Рис. 1. Процессорный модуль CPC600 с соединительной платой и платой цифрового ввода-вывода VMIO12 © СТА-ПРЕСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy