ЖУРНАЛ СТА 4/2009

34 СТА 4/2009 CИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ www.cta.ru В ВЕДЕНИЕ В этом году своё 105 летие отмечают железные дороги Казахстана. Сегодня железные дороги Казахстана — это око ло 14 тысяч километров железнодорож ного полотна и более 700 станций. Объём перевозок и пассажирооборота растёт с каждым годом, и это неизбежно влияет на увеличение расхода электро энергии. В условиях реформирования электроэнергетики и роста цен на энер гоносители очевидна необходимость повышения эффективности использо вания энергоресурсов и внедрения авто матизированной системы контроля и учёта электроэнергии (АСКУЭ). К на стоящему времени усилиями Комитета по государственному энергетическому надзору Республики Казахстан, а также системного оператора электроэнергети ческой системы Казахстана АО KEGOC создана нормативная и опытная база внедрения АСКУЭ в республике. Утвер дился порядок получения и согласова ния технических заданий на проекты АСКУЭ, есть ясный и чёткий порядок приёмки вновь создаваемых систем, а также выработаны требования к функ циональным возможностям и форматам передачи данных АСКУЭ. Ввод в дейст вие автоматизированной системы ком мерческого учёта электроэнергии в рам ках проекта «Модернизация националь ной электрической сети Казахстана» от несён к первому этапу развития рыноч ных отношений на оптовом рынке. Глав ная и крупнейшая национальная ком пания, обеспечивающая железнодо рожные перевозки в Казахстане, — АО НК «Казакстан темiр жолы» (КТЖ) — провела тендер на систему АСКУЭ. Согласно тендерным условиям эта сис тема должна вести мониторинг расхода электроэнергии, минимизировать за траты железной дороги на энергообес печение и поддерживать оптимальное соотношение между указанными затра тами и объёмами работ и услуг, выпол няемых предприятиями и структурны ми подразделениями дороги. О СОБЕННОСТИ АСКУЭ ЭНЕРГОСЕТЕЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ Можно сказать, что в СНГ наиболь шее распространение получила доста точно стандартная схема построения систем АСКУЭ с разной степенью централизации, в основе которой, как правило, лежат счётчики с общепро мышленным интерфейсом RS 485 и принимающие от них информацию устройства сбора и передачи данных (УСПД). Эти устройства могут иметь разную насыщенность каналами связи и каналами ввода вывода, разную вы числительную мощность, могут приме няться в виде упрощённых вариантов устройств, служащих лишь для переда чи данных (телеметрические УПД — устройства передачи данных), но про межуточным звеном всегда являются именно УСПД. Устройства УСПД по скоростному каналу передают данные непосредственно на высокопроизводи тельный сервер АСКУЭ, который яв ляется ключевым звеном всей системы. Он осуществляет обработку и сбор дан ных в единую базу данных (БД), а так же предоставление данных на клиент ские машины. Вся система строится на архитектуре «клиент — сервер». Железнодорожные энергосети, как правило, чётко иерархически структури рованы, поделены на электрические части (ЭЧ) в границах дистанций, име ют единый центр управления и админи стративную принадлежность. В Казах стане, особенно в районах дистанций, задействованных в описываемом проек те, зачастую, кроме железной дороги, нет никакой производственной инфра структуры и региональных сетей, и здесь КТЖ выступает единственным возмож ным поставщиком электроэнергии для гражданских потребителей в поселени ях, располагающихся вдоль путей. Боль шое количество и удалённость объектов энергоучёта друг от друга (до 50 кило метров) и от центра сбора и обработки информации усложняют развертывание единой системы сбора информации. Для таких масштабных по территории проектов становится крайне необходи мым использование типовых решений для эксплуатирующихся в электричес ких сетях сотен трансформаторных подстанций, имеющих однотипные Автоматизированная система контроля и учёта электроэнергии на Казахстанской железной дороге Борис Черепанов, Ольга Киселёва Статья посвящена проекту АСКУЭ, внедрённому на западных дистанциях железных дорог Республики Казахстан. Представленная система построена с использованием технических и программных средств известных производителей Advantech и ICONICS и осуществляет автоматизированный учёт, сбор и обработку информации о потреблении электрической энергии. © СТА-ПРЕСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy