СТА 3/2010

В Калуге собирается и анализируется информация с 21 тепловычислителя. Несколько тепловычислителей опраши ваются с помощью встраиваемых компь ютеров, остальные – с использованием GSM модемов. В г. Балабаново собира ются данные от 70 теплосчётчиков жи лых домов и 5 тепловычислителей ко тельных, поступление информации с этих приборов осуществляется обоими перечисленными способами. В Обнинс ке информация собирается только встраиваемыми компьютерами. Создание единой базы данных позво лило проводить анализ всей информа ции, поступившей с теплосчётчиков разных марок и полученной независимо от способа сбора показаний. Статисти чески обработанная информация помо гает в разработке новых алгоритмов по иска неисправностей оборудования и нештатных режимов работы. Наличие в базе таблиц климатических данных поз волит в дальнейшем провести корреля ционный анализ теплопотребления, по годных условий и характеристик здания. Информация о наличии данных поз воляет оперативно контролировать ра боту аппаратно программного комплек са сбора и предварительной подготовки информации. Графическое представление, особен но за длительные сроки, даёт нагляд ную картину работы тепловых систем и оборудования. Приведём один пример. В системе отопления в летний период ожидаемым является незначительное расхождение температур в прямом и об ратном трубопроводе, что и на блюдалось почти во всех зданиях. Одна ко был выявлен теплосчётчик, в кото ром, начиная с некоторой даты, расхож дение температур было существенно больше установленного предела. Такой анализ позволил вовремя, до начала отопительного сезона заменить неис правный термопреобразователь. Если бы эта неисправность возникла во время отопительного сезона, выявить её было бы очень сложно. На рис. 5 видно, что до 22 августа оба термопреобразователя работали нор мально. Разность измеренных ими тем ператур составляла 0,25 градуса. Затем датчик температуры подачи теплоноси теля вышел из строя и был заменён 20 сентября. Так как силами управляю щей компании были заменены не оба парных (максимально близких по значе ниям собственной погрешности) датчи ка температуры, а только один из них, разность показаний составила уже поч ти 2 градуса. Систематическая погреш ность в 2 градуса при разности темпера тур прямого и обратного трубопровода в 20 градусов (отопительный сезон) даёт 10 процентную ошибку, что недопусти мо и указывает на ошибочные действия управляющей компании при замене дат чика. Таким образом программа своими графическими средствами не только вы являет неисправности в оборудовании системы, но и указывает на технические ошибки в её обслуживании. Несколько сложнее обнаруживать утеч ки в системе горячего водоснабжения. Непрерывный и неравномерный разбор горячей воды затрудняет их определение. Использование статистики потребления горячей воды жилым домом в ночные ча сы (3 часа ночи) позволяет улавливать фо новые потери для каждого дома. В основ ном это передавливание горячей воды в трубопровод холодного водоснабжения через неисправные квартирные смесите ли. Установив для каждого дома фоновый уровень потерь, можно контролировать появление протечек. До настоящего вре мени нами не было обнаружено таких протечек, однако данным методом в Об нинске были выявлены два 100 квартир ных дома, где фоновое потребление хо лодной воды на дом достигало 600 литров в час и более. В квартирах одного их них были обнаружены два неисправных сливных бачка, в другом доме протекал вентиль в подвале, и вода уходила в лив невую канализацию. После ремонтов фоновое потребление в этих домах уста новилось на уровне 250–300 литров в час. З АКЛЮЧЕНИЕ Описанная в статье система мо жет представлять интерес для поставщи ков и потребителей тепла, эксплуатирую щих организаций, управляющих компа ний ЖКХ. Эффект от внедрения такой системы проявляется в снижении затрат на получение и обработку данных тепло счётчиков, а также в раннем обнаружении и предотвращении аварийных ситуаций. Дальнейшее развитие программного обеспечения системы будет направлено на поиск новых алгоритмов раннего обнаружения неисправностей оборудо вания и нештатных состояний тепловых сетей. ● Л ИТЕРАТУРА 1. Карпов В. Автоматизированная система контроля количества и качества предостав ления коммунальных услуг населению го рода // Современные технологии автомати зации. – 2007. – № 4. – С. 20–24. 2. Ладугин Д.В. Интегрированная система коммерческого учёта тепловой энергии и природного газа на базе программно техни ческих комплексов серии «КРУГ 2000» // Датчики и системы. – 2005. –№5. –С. 2–5. 3. Титович Ю.В., Барашков В.М., Астапко вич А.М., Касаткин А.А. Обслуживание ин дивидуальных тепловых пунктов в филиале «Петербургская Телефонная Сеть» ОАО «Северо Западный Телеком» // Энергосбе режение. – 2005. – № 4. – С. 2–6. E mail: rosa_t@mail.ru 52 СТА 3/2010 СИС Т ЕМНА Я ИН Т Е Г РАЦИЯ / КОММУНАЛ Ь НОЕ ХОЗ ЯЙС Т ВО www.cta.ru Рис. 5. Графики температур прямого и обратного трубопроводов системы отопления (показаны периоды нормального функционирования узла учёта и неисправности термопреобразователя в летнее время, а также начало отопительного сезона с соответствующим изменением температур и их разности) Менеджер данных тепловычислителя Калуга, дом 1. Система: отопление; параметр: температура (значения) Температураобр.(град.C) 22.07.2009 14 16 18 20 22 26 28 30 32 34 36 38 град.С 40 42 44 46 48 50 52 54 56 24 06.08.2009 21.08.2009 05.09.2009 20.09.2009 05.10.2009 20.10.2009 Температураподачи(град.C) НЕИСПРАВНОСТЬ © СТА-ПРЕСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy