СТА 3/2010

С ТАНДА Р Т ИЗАЦИЯ И С Е Р Т ИФИКАЦИЯ 89 СТА 3/2010 www.cta.ru О ПИСАНИЕ ПЛАНА ИСПЫТАНИЙ Для проведения контрольных испы таний на надёжность на основании ин формации, получаемой по данным эксплуатации, был выбран план испы таний [ NMS ] по стандарту [4] при экс поненциальном распределении нара боток на отказ (табл. 1). Аналогичный подход обоснован в статье [6] для радио технических устройств. В табл. 1 использованы такие услов ные обозначения: ● α, β – риски поставщика и потреби теля соответственно; ● r пр – предельное число отказов или отказавших объектов; ● T β – браковочное значение наработ ки на отказ; ● T α – приёмочное значение наработ ки на отказ; ● T max – предельная суммарная нара ботка. Согласно выбранному плану испыта ний N блоков вводят в эксплуатацию последовательно. После отказа (получе ния замечаний по работе) блок ремон тируют на предприятии изготовителе (обозначено буквой М в плане испыта ний) и продолжают эксплуатировать. По результатам расчётов показателя на дёжности принимают решение (в плане испытаний обозначено буквой S ) о его соответствии значению, указанному в документации на блок. О БЪЁМ ВЫБОРКИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИСПЫТАНИЙ Приведённые в стандарте [4] реко мендации не устанавливают объём вы борки (в данном случае – количество находящихся в эксплуатации объектов) при проведении испытаний с восста новлением объектов. Тем не менее, для контроля получен ных результатов при проведении конт рольных испытаний на надёжность по результатам эксплуатации было опреде лено минимальное количество блоков, которое должно находиться в эксплуата ции в тот или иной момент времени. Для этого использовалось соотношение: N min = Т max / t и . (1) Буквами А и Б были обозначены бло ки, имеющие конструктивные отличия и разные наборы алгоритмов защиты, автоматики, управления и сигнализа ции. Продолжительность испытаний блоков t и была определена раздельно для блоков типа А или Б по формуле: t и = Д – Д от1 j – t вэ1 j , (2) где Д от1 j – дата отгрузки первого блока типа j ( А или Б ); Д – дата (09.09.2009) окончания испы таний; t вэ1 j – промежуток времени, прошед ший от даты отгрузки до даты ввода в эксплуатацию (начала испытаний) пер вого блока типа j (в связи с тем, что пос ле отгрузки изделие не сразу вводят в эксплуатацию, время испытаний умень шают на значение t вэ1 j ). Для получения сведений о дате ввода в эксплуатацию каждого блока были использованы три источника. Первый источник – «Уведомления о вводе блока» (вкладыш в паспорте бло ка). Заполнение вкладыша потребите лем с указанием места и даты ввода блока в эксплуатацию предусматривало увеличение срока гарантии на изделие. Использование этого источника позво лило получить сведения о дате ввода в эксплуатацию и месте установки для 6% от общего числа выпущенных предприятием блоков ЦРЗА типа А и для 8,1% от общего числа выпущенных блоков ЦРЗА типа Б . Сравнивая эти цифры, следует учитывать, что в доку ментацию этих блоков вкладыш «Уве домление о вводе блока» был введён в разное время. Среднее значение време ни от отгрузки до ввода в эксплуатацию составило 8,5 месяцев для блоков типа А и 3,7 месяца для блоков типа Б . Вторым источником получения ин формации о месте и дате ввода в эксплуатацию блоков стали те или иные претензии потребителей. Так как при наличии претензии потребителя блоки возвращались изготовителю, то наработка такого блока уменьшалась на величину t рем – среднее значение времени, затрачиваемого на транспор тировку блока к изготовителю и обрат но, а также на ремонт (при необходи мости). На основании информации о датах отгрузки и получения потребите лями блоков, к работе которых были претензии, значение t рем = 2 месяца. Среднее значение времени от отгрузки до ввода в эксплуатацию блоков, по ра боте которых были высказаны замеча ния, составило 2,5 месяца для блоков типа А и 2,8 месяца для блоков типа Б . И, наконец, третьим источником ин формации о месте и дате ввода блоков в эксплуатацию стали ответы на рассыла емые в эксплуатирующие предприятия запросы. Учитывая, что сокращение продол жительности испытаний t и приводит только к увеличению минимального количества блоков, которое должно находиться в эксплуатации, при опре делении продолжительности испыта ний использовались боEльшие значения t вэ , а именно: 8,5 месяцев для блоков типа А и 3,7 месяца для блоков типа Б , а также среднее значение t рем . Результаты определения продолжи тельности испытаний t и для блоков ти пов А и Б ( t и А и t и Б соответственно) на основе формулы (2) следующие: t и А = Д – Д от1 А – t вэ1 А – t рем А = = 119 – 8,5 – 2 = = 108,5 ≈ 108 [месяцев], (3) t и Б = Д – Д от1 Б – t вэ1 Б – t рем Б = = 35 – 3,7 – 2 = 29,3 ≈ 29 [месяцев]. (4) При определении значения t и при нимался во внимание тот факт, что первые блоки типа А были отгружены 119 месяцев назад, а блоки типа Б – 35 месяцев назад от даты Д. Полученные значения округлялись до ближайшего меньшего целого числа с тем, чтобы оценка значения Т о была меньше. Значение предельной суммарной на работки T max , необходимое для вычис ления минимального количества бло ков, определялось по данным, приве дённым в табл. 1 для разных значений T β при трёх значениях риска поставщика и потребителя α = β и нескольких значе ниях предельного числа отказов r пр . При этом в целях ужесточения контрольных испытаний на надёжность и обеспече ния тем самым максимального удовлет Таблица 1 План контроля средних показателей надёжности по одноступенчатому методу для экспоненциального распределения α = β = 0,05 α = β = 0,10 α = β = 0,20 r пр T α / T β T max / T α T α / T β T max / T α T α / T β T max / T α 4,651 1,97 3,289 2,432 2,174 3,089 5 2,898 5,425 2,283 6,221 1,718 7,289 10 2,369 9,246 1,953 10,3 1,553 11,68 15 2,096 13,2 1,792 14,52 1,46 16,17 20 1,942 17,3 1,672 18,84 1,398 20,72 25 © СТА-ПРЕСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy