ЖУРНАЛ СТА 4/2011

FISCO (Fieldbus Intrinsically Safe Concept – концепция искробезопас- ной системы полевой шины) [5, 6]. Они предоставляют пользователям возможность подсоединять разнооб- разные устройства к единственному источнику питания в сегменте полевой шины, но при этом число устройств в одном сегменте и длина кабеля огра- ничиваются относительно низким допустимым значением мощности, вынуждая пользователей разрабаты- вать сложные топологии шин со мно- гими кабельными отводами, что при- водит к увеличению стоимости реше- ния. Концепция магистрали повышен- ной мощности High-Power Trunk (HPTC) позволяет использовать во взрывоопасной окружающей среде более высокую мощность, подаваемую в сегмент промышленной сети, при условии сохранения искробезопасно- сти. Полевая шина, использующая тех- нологию DART – DART Fieldbus, явля- ет собой следующий революционный шаг в развитии вида взрывозащиты «искробезопасная электрическая цепь». DART Fieldbus в высшей степе- ни привлекательна, потому что в ней на основе совершенно нового подхода устраняется проблема ограничения мощности в искробезопасной цепи. Эта шина допускает значительно более высокие значения передаваемой энер- гии, так как технология DART предпо- лагает выключение токовых цепей в течение микросекунд, прежде чем тем- пература искрового разряда станет достаточной для воспламенения, и последующее возвращение к нормаль- ному режиму работы (см. врезку). DART Fieldbus допускает макси- мальную длину магистрального кабеля 1000 метров. Длина каждого кабельно- го отвода может быть 120 м при общей суммарной длине 1900 м. Согласно тех- ническим характеристикам, в каждом сегменте полевая шина DART Fieldbus поддерживает до 32 устройств, что поз- воляет избавиться от необходимости разработки сложных сетевых тополо- гий со многими дополнительными сег- ментами и подсегментами, каждый из которых требует своего собственного источника питания, распределитель- ных коробок, барьеров и т.д. В конеч- ном счёте большее число устройств в одном сегменте создаёт условия для снижения капитальных затрат благода- ря упрощению общей инфраструктуры полевой сети и соответствующему сокращению требуемого сетевого обо- рудования. И всё это возможно даже для таких чувствительных с точки зре- ния взрывоопасности смесей, как смеси категории IIC! DART Fieldbus призвана обеспечить коммутацию современных интеллекту- альных полевых приборов и создание распределённых систем управления и может быть применена в различных местах технологической цепочки. DART F IELDBUS – ПРОСТОЕ И НАДЁЖНОЕ РЕШЕНИЕ Топология Топология магистральной шины с кабельными отводами является до- вольно распространённой и часто используемой. Она фактически стала стандартной в системах автоматизации технологических процессов с примене- нием промышленных сетей, так как её просто проектировать и ею просто управлять. Топология магистрали с отводами предполагает наличие источников питания и коммутационных устройств промышленной сети (рис. 1). Кабель- ные отводы сертифицированы для под- ключения искробезопасных интеллек- туальных приборов. Интеллектуальные приборы подключаются к коммута- ционным устройствам промышленной сети – модулям защиты сегмента DART (DART Segment Protector). Моду- ли защиты сегмента DART сертифици- рованы для установки во взрывоопас- ной зоне класса 1 с выходами, которые имеют уровень искробезопасной элек- трической цепи ib для электрооборудо- вания группы IIC. Технология DART защищает производственное оборудо- вание от очень взрывоопасных газов категории IIC (водородно-воздушная представительная взрывоопасная смесь). Построение промышленной сети на её основе означает, что ● одинаковые компоненты могут быть установлены по всему предприятию, в разных местах технологической цепочки; ● унифицируется по всему предприя- тию необходимый набор соответ- ствующего запасного оборудования; ● упрощается процесс обучения и под- готовки персонала. Модули защиты сегмента DART допускают достаточную мощность для подключения необходимого в боль- шинстве приложений количества при- боров, но главное – они обеспечивают защиту от короткого замыкания, что является особенно важным, когда тре- буется провести техническое обслужи- вание оборудования без отключения его питания. ОБ ЗОР / Т Е Х НОЛОГ ИИ 7 СТА 4/2011 www.cta.ru Таблица 1 Основные технические параметры DART Fieldbus К распределённой системе управления Взрывобезопасная зона класса 2 Взрывоопасная зона класса 1 Модули защиты сегмента DART Искробезопасные выходы (кабельные отводы) с маркировкой взрывозащиты Ex ib IIC Источник питания DART FF или сегментный соединитель DART PA Технология DART обеспечивает защиту магистрали с маркировкой взрывозащиты Ex ib IIC Рис. 1. Топология магистральной шины с кабельными отводами Технические параметры Значения Мощность магистральной линии 22 В × 360 мА (тип.) Мощность кабельного отвода 10,5 В × 34 мА (мин.) Импеданс (тип кабеля A) 100 Ом Длина кабеля магистрали 1000 м (макс.) Общая длина кабеля, макс. (в соответствии с IEC 61158-2) 1900 м Длина кабельного отвода, макс. (в соответствии с IEC 61158-2) 120 м Параметры для приборов по концепции Entity ( U 0 , I 0 ) 24 В, 250 мА © СТА-ПРЕСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy