ЖУРНАЛ СТА 2/2012

Экспериментальная отработка схемы практически свелась к уточнению па- раметров элементов (величин сопро- тивлений и питающих напряжений), а также к определению параметров управ- ляющих импульсов (их амплитуды, дли- тельности и частоты следования), обес- печивающих устойчивую работу триг- гера при разбросах коэффициента уси- ления и крутизны характеристик радио- лампы 6Н8С. К сентябрю этого же года были завер- шены все исследования и проведены всесторонние испытания макета, кото- рые показали, что схема обеспечивает выполнение арифметических и других операций, работает надёжно, а купрокс- ные выпрямители устойчиво выполняют функцию классических диодов. Р ОСТКИ БУДУЩЕГО Важнейшей составляющей исследо- ваний, проведённых летом 1950 года, стало изучение возможностей исполь- зования купроксных выпрямителей при работе их в импульсных схемах на до- статочно высокой частоте. Первыми схемами, в которых применялись ку- проксные выпрямители, были цепи за- пуска триггеров. Здесь они показали на- дёжную работу на частоте 60–70 кГц. Дополнительные исследования позво- лили установить, что подключение к схемам запуска триггера параллельно нескольких таких выпрямителей не ока- зывает существенного влияния на устой- чивость его работы. Это явилось экспе- риментальным подтверждением воз- можности использования купроксных выпрямителей для построения элек- тронных схем, выполняющих арифме- тические и логические операции. Кроме того, схемы на купроксных выпрямителях показали себя наибо- лее экономичными, позволяющими значительно сократить количество ра- диоламп, потребляемую мощность электроэнергии, упростить систему охлаждения, уменьшить габариты и не- обходимую площадь для размещения машины. На основании полученных результа- тов Брук И.С. принял решение строить машину с использованием купроксных выпрямителей. Так был решён основ- ной вопрос проектирования машины – выбор её элементной базы. Использование купроксных выпря- мителей определило весь дальнейший ход разработки и её конечный результат. Фактически АЦВМ М-1 была первой в мире цифровой электронной вычисли- тельной машиной, в которой логиче- ские схемы строились на полупровод- никовых элементах. Лет через тридцать после описывае- мых событий сложится классификация, которая выделит несколько поколений ЭВМ по типу базовых элементов: пер- вое – электролампы, второе – полупро- водниковые элементы, третье – интег- ральные схемы. М-1 не только станет одной из первых в мире ЭВМ, но и за- ложенными в ней новаторскими реше- ниями по использованию полупровод- никовых элементов понесёт в себе ростки новых поколений вычислитель- ной техники. М ОНТАЖ И ИСПЫТАНИЯ В середине сентября 1950 года был на- чат монтаж машины. К этому времени состав штатных и внештатных сотруд- ников лаборатории заметно расши- рился. Для монтажа всех схем использова- лось два типа панелей: на 10 радиоламп с однорядным их расположением и на 22 радиолампы с двухрядным располо- жением. Первыми начали изготавли- ваться однорядные панели со схемами цифровой части АУ. На такой панели размещалась электрическая схема од- ного разряда с триггерами пяти регист- ров, дешифраторами, смесителями, сумматором и клапанами. Несколько позднее стали поступать для монтажа и схемы трёх блоков местного программ- ного датчика АУ (блок для выполнения умножения и деления, блок для выпол- нения сложения и вычитания, блок формирования и усиления импульсов). Монтаж выполнялся непосредственно в лаборатории электросистем силами монтажников, привлечённых по трудо- вому соглашению со стороны. В это же время в одной из комнат лаборатории готовилось место для установки и сборки машины. Был по- строен постамент размером примерно 1,5 × 1,5 м. В центре постамента уста- новлена прямоугольная вентиляцион- ная колонна с отверстиями для обдува блоков. По бокам этой колонны раз- мещались три стойки, предназначен- ные для крепления на них панелей с электронными схемами: стойка АУ, стойка ГПД и стойка памяти. К стой- кам были подведены все необходимые питающие напряжения. Под поста- ментом был установлен вентилятор, нагнетающий в колонну воздух для охлаждения блоков. Таким образом, по мере получения от монтажников изготовленных пане- лей имелась возможность устанавли- вать их на штатное место и там прове- рять правильность монтажа и работо- способность схем, а также, не ожидая полного комплекта панелей, прово- дить поэтапно и автономную на- стройку устройства. Такая организа- ция работы значительно сократила сроки начала комплексной отладки машины. Так, монтаж панелей АУ был закончен в декабре 1950 года, а уже в январе следующего года весь узел АУ был автономно отлажен. Одновре- менно шли изготовление и автоном- ная отладка ГПД. 78 СТА 2/2012 Р АЗ Р А БОТ КИ / НАУ ЧНЫЕ ИССЛ Е ДОВ АНИЯ www.cta.ru В ходе работ по созданию АЦВМ М-1 появился целых ряд новаторских для своего времени решений. Пере- числим некоторые из них по пунктам. ■ При отработке в статическом ре- жиме схемы сумматора и режимов выполнения арифметических опера- ций, когда необходимо было одно- В сентябре 1950 года коллектив разработчиков машины начал попол- няться. Прибыли на дипломное про- ектирование выпускники Горьковского государственного университета Гряз- нов Г.М. и Кузин Л.Т. Несколько позже к ним присоединились дипломницы МЭИ Дорохова Н.А. и Александри- ди Т.М. В сентябре по распределению после окончания техникума приступил к работе Шидловский Р.П. Пополнил круг дипломников Лавренюк Ю.А. из МАИ. Был принят в качестве техника Журкин Л.М. К работе по совмести- тельству на одну инженерную ставку приступили Карцев М.А. и Пржием- ский Ю.Б. – студенты 5-го курса МЭИ. Весной 1951 года к работам по ма- шине M-1 подключился младший на- учный сотрудник Залкинд А.Б., а ле- том – инженеры Белынский В.В. и Ле- гезо Л.С. На первом этапе основные работы по M-1 были чётко разграничены. Об- щие вопросы по машине, её архитек- туре, системе команд и др. решались Бруком И.С. с участием Матюхи- на Н.Я., а позднее и Карцева М.А. Бруком И.С. была предложена и кон- струкция машины. Разработку основ- ных логических элементов машины и проектирование АУ проводил Матю- хин Н.Я, в этих работах с самого на- чала довелось принимать участие и мне. © СТА-ПРЕСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy