ЖУРНАЛ «СТА» 4/2012

80 СТА 4/2012 СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ www.cta.ru В ВЕДЕНИЕ В середине прошлого века было закончено строительство большинства судоходных шлюзов в европейской части России, в том числе и на Волге. Шлюз представляет собой сложное гидротехническое сооружение, обес- печивающее перемещение судов из одного бьефа в другой. Грамотные тех- нические решения, заложенные при проектировании и строительстве, поз- волили эксплуатировать оборудование шлюзов более пятидесяти лет. Важной составляющей безопасной эксплуатации шлюза является посто- янный контроль его технического состояния. Контроль на большинстве шлюзов производится путём ручного измерения показаний двух- и трёх- координатных щелемеров (рис. 1), напорных и безнапорных пьезометров, обратных отвесов. Также на бетонных конструкциях шлюза установлено множество марок, положение которых контролируется относительно репер- ных точек с помощью геодезического оборудования. Как правило, измерения произво- дятся раз в квартал, что не соответству- ет современным требованиям по обес- печению безопасности при эксплуата- ции гидротехнических сооружений. Зачастую установленное измеритель- ное оборудование находится в неудов- летворительном состоянии (рис. 2) и нуждается в ремонте или замене. В рамках работ по выполнению про- граммы «Разработка и реализация ком- плексного проекта реконструкции гид- ротехнических сооружений водных путей Волжского бассейна» ООО «Тех- трансстрой» по заданию и при непо- средственном контроле государствен- ного заказчика – ФБУ «Волжское ГБУ» наряду с другими работами выполнило проектирование автоматизированных систем диагностического контроля (АСДК) состояния гидротехнических сооружений Чебоксарского и Город- ецкого гидроузлов. Так как схемотехни- ческие решения для обеих систем иден- тичны, в дальнейшем будет описывать- ся только система контрольно-измери- тельной аппаратуры (КИА) Чебок- сарского гидроузла. О ПИСАНИЕ ОБЪЕКТА КОНТРОЛЯ Камеры шлюзов докового типа вы- полнены из монолитного железобето- Разработка системы контроля состояния гидротехнических сооружений судоходного шлюза Евгений Мельников, Виктор Морозов, Игорь Краснощёков В статье описана система диагностического контроля состояния гидротехнических сооружений Чебоксарского и Городецкого гидроузлов. Система работает в автоматическом режиме и производит контроль раскрытия щелей бетонных конструкций, запись показаний пьезометров и датчиков температуры воздуха. Обработка результатов измерений производится в информационно-диагностической системе БИНГ-3. Рис. 1. Измерительная часть щелемера Рис. 2. Обратный отвес с оборванной нитью © СТА-ПРЕСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy