ЖУРНАЛ СТА 2/2013

84 СТА 2/2013 РАЗРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ www.cta.ru С ЪЁМНЫЕ ДЕФЕКТОСКОПНЫЕ ТЕЛЕЖКИ – ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ РЕЛЬСОВ Рельсовая дефектоскопия, как и многие отрасли прикладной науки и техники, развивается в настоящее время достаточно быстрыми темпами. Несмотря на активное внедрение в сети железных дорог скоростных средств диагностики рельсов (вагонов- дефектоскопов и дефектоскопных ав- томотрис), основными средствами сплошного контроля рельсов на рос- сийских железных дорогах остаются двухниточные дефектоскопные теле- жки, перемещаемые специалистами- операторами. Преимуществами съём- ных дефектоскопов перед мобильными средствами являются контроль рельсов без нарушения графика движения по- ездов и возможность остановки дефек- тоскопной тележки для детального ана- лиза конкретного сечения рельса (более надёжный контроль рельсов). С ПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕФЕКТОСКОПИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Совсем недавно основным индикато- ром съёмного дефектоскопа, сообщаю- щим оператору об обнаружении дефек- та, являлся звуковой индикатор. Если звук раздавался в правом наушнике, то это означало, что дефект располагается в правом рельсе, и наоборот. Даже когда появились дефектоскопные тележки с электронно-лучевой трубкой, оператор мог посмотреть сигналы в виде развёрт- ки типа А только по одному каналу и только на локальном участке пути. В 1997 году в дефектоскопах типа АВИКОН-01 производства Санкт- Петербургского предприятия ОАО «Ра- диоавионика» впервые были исполь- зованы матричные жидкокристалличе- ские индикаторы. Благодаря возмож- ности отображать на таком дисплее как цифровую, так и графическую инфор- мацию удалось реализовать так назы- ваемое мнемоническое отображение сигналов контроля рельсов. При этом дефекты отображались на продольном сечении рельса на траекториях излучае- мых ультразвуковых лучей (рис. 1). Тогда же была усовершенствована и система звуковой индикации дефекто- скопной тележки. В зависимости от местоположения дефекта изменялся тон звукового индикатора (головка рельса – высокий тон, шейка – сред- ний, подошва – низкий). Необходимо отметить, что звуковой индикатор дефектоскопной тележки всегда являлся только предупреждаю- щим и обращающим внимание опера- тора на необходимость детального ана- лиза сигналов в конкретном сечении рельсов. Мнемоническое изображение, хотя и указывает на примерное место- положение дефекта по высоте рельса и номер сработавшего канала дефекто- скопа, также является вспомогатель- ным индикатором, помогающим опе- ратору практически мгновенно оце- нить дефектную ситуацию. Детальный же анализ сигналов обычно выполняет- ся с помощью представления дефекто- скопических сигналов в виде развёртки типа А (от Amplitude – амплитуда), или развёртки типа В (от Bright – яркость), либо в виде их сочетания А+В (рис. 2). Таким образом, даже при механизи- рованном контроле рельсов с помощью дефектоскопной тележки требуется Успешное применение технологий Panasonic в дефектоскопии рельсов Анатолий Марков, Максим Шилов, Владислав Олейник, Екатерина Кузнецова, Денис Федоренко В статье рассмотрены актуальные вопросы контроля рельсов, уложенных в путь, при помощи съёмных дефектоскопных тележек в сложных условиях работы. Обозначены новые задачи по обнаружению дефектов рельсов и требования к современным дефектоскопам. Представлены новые подходы к построению дефектоскопов серии АВИКОН на базе защищённых планшетных ноутбуков компании Panasonic. Рис. 1. Мнемоническое изображение на экране дефектоскопа типа АВИКОН, соответствующее основному режиму его работы при сплошном контроле рельсов Рис. 2. Для определения точных значений координат отражателей (дефектов рельсов) в дефектоскопе АВИКОН-11 реализован режим работы «Оценка» (развёртки А+В)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy