ЖУРНАЛ СТА 3/2013

52 СТА 3/2013 СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КОСМОНАВТИКА www.cta.ru В ВЕДЕНИЕ Космический ракетный комплекс (КРК) «Ангара», строящийся сейчас на космодроме Плесецк, является универ- сальным стартовым комплексом и предназначен для обеспечения подго- товки к пуску и пуска ракет космиче- ского назначения «Ангара» лёгкого, тя- жёлого и сверхтяжёлого классов. «Ангара» – вновь создаваемый Рос- сией ракетный комплекс, способный выводить на геостационарную орбиту полезные грузы с территории Россий- ской Федерации. В настоящее время та- кого рода задачи решаются с помощью ракеты-носителя (РН) «Протон», кото- рая запускается только с космодрома Байконур, расположенного на террито- рии Казахстана. Из соображений стра- тегической безопасности новый ком- плекс полностью спроектирован и из- готовлен кооперацией только россий- ских предприятий, находящихся на тер- ритории РФ. КРК «Ангара» состоит из стартового и технического комплексов и предна- значен для выведения автоматических космических аппаратов научного, со- циально-экономического и военного назначения на низкие, средние, высо- кие круговые и эллиптические орбиты (в том числе солнечно-синхронные и стационарные). Ракеты-носители семейства «Ангара» не будут использовать агрессивные и токсичные ракетные топлива на основе гептила, что позволит существенно по- высить показатели экологической без- опасности комплекса как в прилегаю- щем к космодрому регионе, так и в рай- онах падения отделяющихся частей РН. Семейство ракет-носителей «Ангара» создаётся по модульному принципу – от РН лёгкого класса на базе одного мо- дуля первой ступени с массой полезной нагрузки на низкой околоземной орби- те 1,5 т до РН тяжёлого класса, выводя- щей на орбиту до 25,8 т и состоящей из пяти универсальных ракетных модулей в составе первой ступени. Кроме этого, предполагается комплектовать РН раз- личными разгонными блоками. Впервые в мировой практике все эти ракеты будут запускаться с одного и то- го же стартового сооружения. Разнооб- разие устанавливаемых на стартовое со- оружение ракет-носителей различных форм и габаритов, а также с неодинако- вым расположением мест обслужива- ния потребовало от создателей кабель- заправочной башни (КЗБ) универсаль- ного стартового комплекса нового под- хода к разработке её оборудования и си- стемы управления. С ОСТАВ И ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ КЗБ КЗБ – стационарная башня высотой 54 м (рис. 1), имеющая П-образную ферменную конструкцию и оборудо- ванная лифтами и лестницами для подъёма обслуживающего персонала к местам работ, средствами аварийной эвакуации персонала, тёплыми шумо- изолированными помещениями для установки оборудования и специальны- ми коробами для прокладки собствен- ных и транзитных (идущих на борт ра- кеты через бортовые разъёмы) трубо- проводов и кабелей. Система управления оборудованием кабель-заправочной башни универсального стартового комплекса «Ангара» Екатерина Егорова, Дмитрий Кижин, Владимир Перепеч, Валерий Яковлев В статье приведены основные положения, определяющие специфику требований к новому стартовому комплексу, впервые в мировой практике реализующему старт семейства ракет-носителей с одного стартового сооружения. Дано обоснование выбора элементной базы, а также рассматриваются общая схема и принципы построения системы управления оборудованием кабель-заправочной башни универсального стартового комплекса «Ангара». Рис. 1. Кабель-заправочная башня © СТА-ПРЕСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy