ЖУРНАЛ СТА 2/2014

72 СТА 2/2014 РАЗРАБОТКИ АВИАЦИЯ www.cta.ru Системы эксплуатационного контро- ля и аварийной регистрации (ЭКАР) полётной информации занимают осо- бое место среди бортового радиоэлек- тронного оборудования летательного аппарата (ЛА). Современная система ЭКАР должна обеспечивать в режиме реального време- ни (РРВ) приём, обработку и контроль мультимедийной информации (парамет- рической, аудио и видео), её регистрацию на нескольких накопителях (эксплуата- ционный, защищённый, малогабарит- ный спасаемый) и техническое обслужи- вание своих блоков. Основной особен- ностью систем ЭКАР является наличие наземной части, которая обеспечивает считывание, обработку и воспроизведе- ние зарегистрированной в полёте ин- формации, а также управление и визуа- лизацию результатов работы при техни- ческом обслуживании бортовых блоков. На рис. 1 представлен пример совре- менной системы ЭКАР – комплекса анализа работы авиационной техники (КАРАТ). Современная система ЭКАР является многоблочной, многофункциональной и обрабатывает большие потоки мульти- медийной информации в РРВ. Про- граммно-аппаратная реализация систем ЭКАР имеет следующие особенности: ● система непосредственно не влияет на безопасность полёта и качество ре- шения функциональных задач ЛА, поэтому при выборе программно-ап- паратной реализации возможно от- ступление от жёстких авиационных стандартов; ● система контроля должна быть значительно проще и дешевле, чем контролируемые устройства; ● бортовая и наземная части требуют интенсивного двухстороннего взаи- модействия; ● специальное программное обеспече- ние (СПО) бортовой части системы состоит из 10–15% функционального ПО и 85–90% драйверов, обеспечи- вающих информационный обмен между источниками информации и функциональным ПО; ● пользователю наземной части удобно работать с привычным интерфейсом персонального компьютера. Проектирование и эксплуатация си- стем ЭКАР осуществляется в следую- щих условиях: ● позднее начало разработки (работы начинаются, когда созданы основные системы авионики ЛА) и раннее Опыт применения RTOS-32 в авиационной системе эксплуатационного контроля и аварийной регистрации Леонид Преображенский, Лидия Процкая Статья посвящена описанию опыта применения операционной системы (ОС) RTOS-32 в авиационной системе эксплуатационного контроля и аварийной регистрации (ЭКАР). Рассмотрены условия создания наземно-бортовых систем ЭКАР и особенности их программно-аппаратной реализации. Сформулированы принципы выбора программно-аппаратной реализации систем в целом и ОС в частности, позволяющие минимизировать стоимость жизненного цикла ЭКАР. Описаны новые функциональные возможности RTOS-32, реализованные в ЭКАР типа КАРАТ. Борт Земля KAРAT-Б БСОИ Сообщения Многофункцио- нальный индикатор Команды управления HUB Arinc747 Аварийный поток Аудиоинформация ЗБН ЭБН МСБН Съёмная кассета Съёмная кассета Регистрируемая информация: • аварийная • мониторинг состояния • эксплуатационная • сервисные данные AFDX Стационарная позиция Arinc429 MIL-STD-1553B В1 В2 Аналоговые данные Разовые команды Arinc429 Цифровые данные Мобильная позиция KAРAT-Н Архив полётной информации Интерактивные электронные технические руководства Internet/Intranet Наземные службы MФИ Блок сбора и обработки информации Защищённый бортовой накопитель Эксплуатационный бортовой накопитель Малогабаритный спасаемый бортовой накопитель Рис. 1. Структурная схема современной системы ЭКАР

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy