ЖУРНАЛ СТА 2/2015

80 СТА 2/2015 РАЗРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ www.cta.ru И СТОРИЯ СИСТЕМЫ Название продуктовой линейки и торговой марки SIBAS (нем. SIemens Bahn Automatisierungs System) происхо- дит от сокращения, которое расшифро- вывается и переводится как «Система железнодорожной автоматизации SIE- MENS». Она разрабатывалась в начале 1980-х годов с целью оптимизации про- изводительности отдельных микропро- цессорных компонентов в рельсовом подвижном составе. По времени этот момент совпал с широким распростра- нением IBM PC совместимых персо- нальных компьютеров и выпуска стан- дарта RS-485, ставшего основой для по- строения промышленных сетей. Систе- ма SIBAS была первой, позволившей обеспечить цифровое управление и контроль в единой коммуникационной среде, в том числе управление тяговы- ми двигателями в локомотивах. Собст- венно, она явилась родоначальницей поездной шины. В 1983 году система называлась SIBAS 16 (рис. 1) и была ос- нована, как видно из самого названия, на 16-битовых микропроцессорах. Глав- ным образом она использовалась в ло- комотивах, хотя нашла своё примене- ние и, например, в составах метро г. Франкфурта. В 1992 году вышла более мощная 32-разрядная версия системы SIBAS 32 и с тех пор, хотя прошло мно- го лет, неизменно остаётся широко рас- пространённой во всём мире. В настоя- щее время она используется в более чем 7000 единиц подвижного состава, в том числе в версиях поездов для России SIEMENS Velaro RUS «Сапсан» и Desi- ro RUS «Ласточка». Далее, после того как концерн SIE- MENS AG предложил в 2008 году новую концепцию скоростных поездов Герма- нии под названием ICx, стало ясно, что SIBAS 32 уже не может соответствовать современным требованиям. Так на сце- ну вступила система последнего поко- ления SIBAS PN. Можно было ожидать, что новое семейство устройств получит имя SIBAS 64. Однако здесь логическая цепочка с названиями, отражающими разрядность микропроцессоров, пре- рвалась, означая, по сути, что произво- дительность процессоров сама по себе перестала являться ограничивающим фактором, как в былые времена. Насту- пила эра открытых систем, COTS-тех- нологий и больших объёмов данных, поэтому наименование с индексом PN, означающим не что иное, как PROFI- NET, и призвано ответить на новые вы- зовы времени. На текущий момент си- стема SIBAS PN всё ещё находится в стадии верификации. Первый поезд под её управлением должен появиться в 2016 году. С ИСТЕМА - ДОЛГОЖИТЕЛЬ SIBAS 32 Как уже говорилось, SIBAS 32, спроектированная более двух десятков лет назад, по-прежнему является акту- альной версией системы, используемой в немецких поездах по сей день, не ис- ключая и нынешнее поколение ICE 3. И похоже, что в ближайшее время она не собирается покидать поле автомати- зации. Это связано с тем, что, во-пер- вых, немцы стремятся максимально продлить жизненный цикл изделия, а во-вторых, аккуратны и скрупулезны во внедрении новых концепций; поэтому SIBAS 32, скорее всего, будет существо- вать ещё минимум лет десять. Это – на- дёжность, проверенная временем. Ис- ходя из этого, рассмотрим вкратце ос- новной архитектурный замысел SIBAS 32, чтобы впоследствии лучше просле- дить путь развития преемника. Основа системы – промышленная сеть реального времени, которая по- началу была собственной разработкой концерна SIEMENS AG, а затем, в ре- зультате совместной работы с Bombar- dier в составе Международного союза железных дорог (UIC), вылилась в по- ездную коммуникационную сеть TCN (Train Communication Network). По- следняя была принята в качестве между- народного стандарта IEC 61375 в 1999 го- ду. TCN на тот момент представляла со- Система железнодорожной автоматизации SIBAS PN В статье описываются история, назначение и функции системы железнодорожной автоматизации SIBAS, разработанной компанией SIEMENS AG для оптимизации производительности и коммуникации распределённых бортовых устройств управления. Основной упор делается на систему последнего поколения SIBAS PN, созданную специально для скоростного поезда ICx. Иван Колчин Рис. 1. Эволюция системы SIBAS

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy