ЖУРНАЛ СТА 3/2015

46 СТА 3/2015 РАЗРАБОТКИ СУДОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ www.cta.ru О СОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ СУДАМИ С КОЛЁСНЫМ ДВИЖИТЕЛЬНО - РУЛЕВЫМ КОМПЛЕКСОМ В 2011 году в Нижнем Новгороде бы- ло введено в эксплуатацию первое суд- но с колёсным движительно-рулевым комплексом (КДРК). В настоящее вре- мя эксплуатируются два судна такого типа (рис. 1) – круизные теплоходы «Сура» и «КолёсовЪ», третье будет вве- дено в эксплуатацию в навигацию 2015 года. Отличительной особен- ностью судов этого типа является нали- чие двух гребных колёс, расположен- ных по бортам в кормовой части судна, и отсутствие традиционного руля. В ка- честве энергетической установки ис- пользуются два дизель-генератора, каждый мощностью 120 кВт. Использо- вание колёсного движительно-рулево- го комплекса позволило уменьшить осадку до 0,75 м и снизить расход топ- лива по сравнению с судами с тради- ционным винто-рулевым комплексом на 40%. Гребные колёса приводятся в движе- ние двумя независимыми управляемы- ми электроприводами, включающими в свой состав преобразователи частоты и асинхронные электродвигатели. Судо- водитель управляет курсом судна, ме- няя соотношение частот вращения гребных колёс. Режим работы колёс (направление и частота вращения) за- даётся судоводителем с помощью двух джойстиков. Как показал опыт эксплуатации, судно с КДРК мгновенно реагирует на любое изменение соотношения числа оборотов гребных колёс, что, с одной стороны, обеспечивает его высокую управляемость, с другой стороны, соз- даёт значительные трудности для су- доводителя при удержании судна на заданном курсе. Конструктивные осо- бенности судна (малая осадка, плос- кое дно, малая величина отношения длины корпуса к ширине, большая па- русность, отсутствие руля) существен- ным образом меняют реакцию судна на управляющие воздействия по сравнению с судами с традиционным винто-рулевым движительным ком- плексом. Эти особенности требовалось учесть при проектировании комплексной си- стемы контроля и управления (КСКУ) судна с КДРК. Р ЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ Можно выделить четыре основные функции КСКУ: ● контроль и управление вспомогатель- ными техническими средствами суд- на (система водоподготовки, топлив- Разработка комплексной системы контроля и управления на базе промышленных контроллеров FASTWEL Людмила Грошева, Владимир Мерзляков, Сергей Перевезенцев, Валерий Плющаев В статье описывается комплексная система контроля и управления судовыми объектами, реализованная для пассажирских колёсных судов проекта ПКС-40. Приводятся функциональные возможности системы, её отличительные особенности. Рассматривается структура системы и программно-аппаратная реализация на базе промышленных контроллеров FASTWEL и панельных компьютеров Advantech. Рис. 1. Судно с колёсным движительно-рулевым комплексом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy