ЖУРНАЛ «СТА» 1/2016

совместной работы с системами управ- ления ШПУ. Рациональным направлением обес- печения универсальности системы бы- ло признано использование программи- руемых технических средств, позволяю- щих решать проблему адаптации к кон- кретнымШПУ путём ввода в память си- стемы специфических параметров вы- полняемой прикладной программы. Р ЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ Система стволовой шахтной сигнали- зации рудничного нормального испол- нения (далее – система ССШС.РН) от- носится к автоматизированным систе- мам и реализована как открытая, при- годная для дальнейшего развития. Её открытость обеспечивается благодаря IBM PC совместимой архитектуре ис- пользуемых технических средств, стан- дартным интерфейсам и протоколам обмена информацией, а также заложен- ной при проектировании гибкости структуры и универсальности исполь- зуемых конструкторских решений. Раз- витие системы возможно за счёт совер- шенствования прикладного программ- ного обеспечения, применения допол- нительных технических и программных средств либо перехода на новое поколе- ние программно-технических средств. Целью дальнейшей модернизации мо- жет быть расширение функциональных возможностей системы, улучшение со- держания и форм представления ин- формации, увеличение числа пользова- телей. Система ССШС.РН была разработана согласно ТУ У 31.6-20049451-009:2012 для серийного производства, прошла сертификационные испытания, имеет разрешение на применение на шахтах и рудниках, не опасных по газу и пыли. По назначению система ССШС.РН имеет две модификации: ● клетевую ССШС.РН.К; ● скиповую ССШС.РН.С. СистемыССШС.РН.КиССШС.РН.С структурно состоят из двух подсистем: ● рабочей стволовой сигнализации с функциями контроля состояния обо- рудования, формирования, передачи и отображения запросов, предписа- ний и команд, регистрации и визуа- лизации информации; ● ремонтной стволовой сигнализации с функцией контроля напуска каната, стопорения вагонетки, радиосвязи между клетью и машинистом подъёма. В качестве подсистемы ремонтной стволовой сигнализации ССШС.РН обычно применяются серийно выпус- каемые и хорошо апробированные средства ремонтной сигнализации и ра- диосвязи, которые интегрируются в си- стему на её верхнем уровне. Техническое обеспечение подсисте- мы рабочей стволовой сигнализации ССШС.РН.К и ССШС.РН.С состоит из следующих технических средств: ● станция сигнализации машинного отделения; ● пульт сигнализации машиниста; ● дисплейная панель; ● станции сигнализации приёмных площадок; ● станция сигнализации нулевой пло- щадки; ● станции сигнализации горизонтов; ● пульты сигнализации помощников; ● пульты сигнализации разгрузки; ● сигнализаторы звуковые; ● средства отбора информации о скоро- сти, перемещении подъёмного сосуда (энкодеры приращения) и, если это оговорено в заказе, другие датчики контроля состояния технологическо- го оборудования рабочих мест ШПУ. Дисплейная панель и энкодер в со- став заказываемой модификации систе- мы могут по согласованию с заказчиком не включаться. Это характерно для слу- чаев, когда разрабатываемая система предназначается для применения на ШПУ, включающих в свой состав си- стему защиты, контроля движения и ре- гистрации (ЗКДР), поскольку функции этих устройств могут выполняться эн- кодерами и ПЭВМ системы ЗКДР. При работе подсистемы рабочей стволовой сигнализации территориаль- но удалённые технические средства го- ризонтов должны в режиме реального времени обмениваться информацией с техническими средствами приёмных площадок и средствами машинного от- деления. При наличии скоростной полевой шины для построения работающей под- системы достаточно использовать толь- ко одну программируемую станцию, выполняя в ней удалённую обработку информации, а остальные средства применять в качестве распределённой периферии. Именно на таком принци- пе построена подсистема рабочей ство- ловой сигнализации ССШС.РН . В ка- честве шины, объединяющей в сеть станции сигнализации рабочих мест, может быть применена любая скоро- стная полевая шина, обеспечивающая скорость передачи данных не менее 57 кбит/с. При выборе средств автома- тизации фирмы SIEMENS (контролле- ры SIMATIC S7) предпочтительно при- менение полевой шины PROFIBUS DP. В качестве узлов сети станция сигна- лизации машинного отделения являет- ся программируемым ведущим устрой- ством, а станции сигнализации при- ёмных, нулевых площадок и горизон- тов – конфигурируемыми ведомыми устройствами. Станция сигнализации машинного отделения имеет двухканальное испол- нение. Конструктивно она имеет вид, представленный на рис. 1. Один основной канал станции обра- зован сетевым контроллером SIMATIC S7 с числом каналов ввода-вывода, до- статочным для ввода сигналов от датчи- ков контроля технологического обору- дования и пульта сигнализации маши- ниста, а также вывода необходимого количества сигналов управления и ин- дикации. Обмен данными со станция- ми сигнализации горизонтов и при- ёмных площадок производится по ши- РАЗ РА БОТ КИ / ДОБЫВ АЮЩА Я П РОМЫШЛ Е ННОС Т Ь 65 СТА 1/2016 www.cta.ru Рис. 1. Станция сигнализации машинного отделения Рис. 2. Внешний вид контроллера

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy