ЖУРНАЛ «СТА» 3/2016

103 СТА 3/2016 www.cta.ru В ЗАПИСНУЮ КНИЖК У ИНЖЕ Н Е РА нием изделия после его модернизации, составных частей или материалов изделия после его разборки, применением новых материалов с улучшенными свойствами, передачей (продажей) для использования по новому назначению или для уничтожения. Длительность каждой стадии не нормирована и определяется каждымпроизводителем самостоятельно, исходя из ситуации на рынке. Обычно перевод изделия в стадию End-of-life подразу- мевает, что на текущиймомент продукт изжил себя, клиентыре- же его покупают, вышли новые решения от конкурентов и об- щее развитие техники существенно продвинулось. Также к пе- реводу в End-of-life может привести переход в аналогичную ста- дию комплектующих, необходимых для производства. Говоря о EOL, необходимо отметить ещё две ключевые точ- ки в жизненном цикле изделия (рис. 2): EOLA (End of life announcement) и LOD (Lastоrderвate). EOLA означает, что про- изводитель известил клиентов о скором окончании поддерж- ки и продажи изделия, с этого момента покупатели должны задуматься о переходе на более новые изделия или заняться поиском аналогов. LOD – это конечная дата, после которой прекращается продажа изделий. После этой даты производи- тель выпускает продукцию только с целью накопления склад- ских запасов для выполнения гарантийных обязательств. Рассмотрим особенности стадии EOL применительно к оборудованию и программному обеспечению АСУ ТП. E ND - OF - LIFE ОБОРУДОВАНИЯ В последние годы разработка оборудования идёт по пути ми- ниатюризации и интеллектуализации. Популярным трендом в последнее время сталИнтернет вещей (IoT– Internet of Things), когда практически все окружающие предметы могут анализи- ровать состояние внешней среды и обмениваться между собой информацией. Всё это приводит к стремительной смене одних моделей оборудования на более новые, более функциональные и более «умные». Тем не менее, такая скорость смены выпус- каемого оборудования неприемлема для сферы АСУ ТП. Ни заказчики, ни интеграторы не будут менять оборудование толь- ко из-за появления новых, более функциональных контролле- ров, датчиков и т.д. В итоге интеграторы и разработчики обо- рудования столкнулись с дилеммой: как обеспечить техниче- ское сопровождение изделий с большим сроком эксплуатации, но при этом не платить высокую цену за сопровождение. Первый подход – реактивный: действовать по ситуации, от- кладывать закупку комплектующих до последнего момента и, убедившись, что оборудование ещё не в стадии EOL, прово- дить закупку, либо закупать впрок, чтобы в дальнейшем ис- пользовать комплектующие для разработки и поддержания работы поставляемых систем АСУ ТП. Но недостатки такого подхода очевидны: невозможность заранее предвидеть пере- вод оборудования в стадию EOL создаёт большие риски, а за- купка впрок омертвляет финансы интегратора [5]. В поисках путей снижения издержек компании иногда даже приобре- тают поддельное оборудование, из-за чего уже страдает каче- ство работы системы АСУ ТП. Для исключения такой ситуации предпочтительнее другой подход – работа на упреждение , он основан на планировании и предвидении. Первоначально необходимо выполнить анализ и разбить используемые компоненты на следующие классы [5]: 1)уникальные заказные компоненты, выполняющие крити- ческие функции (например, специализированные чипы, за- казные платы ввода-вывода и т.д.); 2)многокомпонентные элементы, выполняющие сложные функции, но в некоторой степени стандартизированные и выпускаемые несколькими поставщиками (модули памяти, источники питания, датчики и т.д.); 3)стандартизированные детали с минимальной интеграцией, поставляемые широким кругом поставщиков (пассивные компоненты, логические элементы и т.д.). Для каждого класса может быть определён риск устарева- ния, рассчитанный на основе вероятности устаревания, и, как следствие, определён срок вывода оборудования или компо- нента из производства. После этого переход поставляемых компонентов в EOL перестаёт быть непредсказуемым и раз- рушительным форс-мажорным обстоятельством, появляется возможность управлять им с помощью известных методик управления рисками. Для первого класса характерен наи- больший риск устаревания, это означает, что данный класс должен отслеживаться более внимательно, чем другие. Хоро- шим решением будет использование небольшого количества уникальных компонентов, а также создание необходимого складского запаса. Для второго класса риск средний, для его минимизации надо вести регулярный мониторинг и поиск со- вместимых альтернатив. Третий класс наиболее многочис- ленный по составу, и возможностей отследить перевод ком- понентов в EOL практически нет, это можно сделать только случайно или вовсе не узнать об этом. Но в силу стандартиза- ции и массовости риски для последнего класса минимальны. Для разрешения проблемы перехода оборудования в стадию EOL рядом компаний предлагаются специализированные услуги [5]: заказная сборка устаревшего оборудования; услуги долговременного хранения и консервации устаревших ком- понентов; серийный выпуск устаревших изделий после сня- тия с производства у оригинального производителя. Также предлагаются различные инструменты планирования и от- слеживания стадий производства поставляемого оборудова- ния, базы данных и другие услуги. Это позволяет продлить жизненный цикл компонентов на 10–20 лет. Сами производители также предлагают различные про- граммы для своих заказчиков на случай перевода поставляе- мого оборудования в стадию EOL. Так, у компании Advantech [6] для множества изделий существует специальная програм- ма (рис. 3), включающая три пункта: стабильность, эволюцию и гибкость. В Advantech понимают влияние, которое оказы- вает на проекты клиентов прекращение производства компо- Начало продаж LOD EOL С этого момента снимается ответственность производителя за изделие EOLA Клиенты могут покупать изделие Только техподдержка проданного оборудования Условные обозначения: EOLA – дата извещения клиентов о скором окончании поддержки и продажи изделия; LOD – дата, после которой прекращается продажа изделий; EOL – завершение жизненного цикла изделия. Рис. 2. Ключевые точки в жизненном цикле изделия © en.wikipedia.org

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy