ЖУРНАЛ «СТА» 3/2016

ми темпами. По оценкам компании ARC, мировой рынок интеллектуальных городских решений и дополнительных услуг составит к 2020 году $408 млрд, и уже сейчас к Сети подключены порядка 25 млрд умных устройств. Не все умные города создаются оди- наково. Среди способов создания или преобразования умных городов можно выделить три основных. Первый путь перехода к умному горо- ду можно отнести к различным сцена- риям трансформации существующих городов в умные. С помощью совре- менных технологий модернизируются существующие ИТ-системы и системы индустриальной автоматизации. По разным оценкам, уже сейчас по всему миру насчитываются сотни тысяч «по- умневших» таким способом городов и жилых поселений. В таких случаях ча- сто умные города собираются по ча- стям, новые объекты интегрируются в существующую инфраструктуру, рас- ширяют пространство и конфигурацию городского управления. Основные из- менения в городской структуре подчи- нены цели социального и культурного развития городов, создания региональ- ных или глобальных центров конку- рентного экономического роста и при- влечения инвестиций. Такой способ преобразования городов в умные обес- печит менеджмент необходимыми средствами для достижения такой цели и поднимет предпринимательскую ак- тивность в этих регионах. Второй путь – это метод шоковой те- рапии, или смарт-шок, когда город под- вергается быстрой и масштабной интег- рации умных технологий на существую- щем ландшафте. Пока не существует яв- ных примеров перехода такого типа, но есть примеры, когда изменения прохо- дили быстрее, чем типичная модерниза- ция. Лучшим из них может быть интел- лектуальный город, в котором вся ин- формация поступает в единый ситуа- ционный центр, построенный в 2010 го- ду компанией IBM для Рио-де-Жаней- ро. В данном центре обрабатываются потоки данных от тридцати государст- венных учреждений, сведения о дорож- ном движении и общественном транс- порте, муниципальных и коммунальных услугах, аварийных службах и погоде. Этот центр приспособлен для анализа информации, которая поступает от всех городских служб и жителей через Ин- тернет, по радио и телефону. Третий путь – это идеальная модель создания умного города с нуля, адапти- рованная к существующей климатиче- ской зоне и городской инфраструктуре. Хорошим примером может служить го- род Новый Сонгдо (New Songdo) в Юж- ной Корее, который, по сути, стал го- родской лабораторией для реализации масштабных интеллектуальных систем. При стоимости около $40 млрд корпо- ративные и государственные сторонни- ки Сонгдо надеются сделать его первым полностью умным городом в мире. И ДЕОЛОГИЯ УМНОГО ГОРОДА До настоящего времени системы без- опасного города во многих мегаполисах мира складываются из десятков и сотен отдельных решений. Наиболее актив- ное создание подобных систем про- исходит сейчас в быстро развивающих- ся странах Азии и Латинской Америки. Города вынуждены оперативно реаги- ровать на вызовы времени. Требуются масштабные технологические переме- ны в связи с террористической угрозой использования городских объектов, не- обходимостью борьбы с обычной пре- ступностью, с глобальными изменения- ми климата и экологическими пробле- мами. Необходима серьёзная и грамот- ная реконструкция инфраструктуры го- родов в связи с миграцией десятков миллионов людей из сельской местно- сти. Координация работы разных го- родских служб и систем мониторинга в новых условиях должна осуществлять- ся на принципиально ином уровне. Именно этим объясняется внедрение в разных городах систем «Умный город» или «Безопасный город». Современные технологии дают возможность более широко применять средства эффектив- ного использования электроэнергии, оптимизации транспортных потоков для борьбы с пробками и загрязнением воздуха. Системы видеонаблюдения по- мимо традиционных функций контро- ля позволяют внедрять аналитические подсистемы определения критических ситуаций, распознавания лиц, забытых предметов, номеров транспортных средств и многое другое. Кроме того, современные системы контроля водо- снабжения помогают следить за каче- ством подготовки воды. Эти и многие другие подсистемы умных городов дают возможность сделать жизнь мегаполи- сов наиболее безопасной, удобной и комфортной, упрощают взаимодей- ствие жителей с администрацией и го- родскими службами и одновременно стимулируют социальную активность горожан. Успешные решения по развитию ум- ных городов, послужившие хорошей иллюстрацией этой концепции, были представлены на выставке Smart City Expo World Congress 2014 в Барселоне. На этой площадке демонстрировались передовые технологии для развития го- родской инфраструктуры, позволяю- щие сделать заключение, что все совре- менные программы развития городов направлены на применение рациональ- ных и экологичных технологий для пре- одоления последствий роста численно- сти населения. К 2025 году 600 круп- нейших городов мира будут произво- дить до 60% мирового ВВП. А три де- сятка самых крупных городов мира, по прогнозам, увеличат мировой ВВП на 20% в период с 2015 по 2025 год. Ярким примером мировой тенденции к созда- нию и развитию умных городов могут служить следующие государственные программы технологически развитых стран. Например, в Индии запланиро- вано сделать «умными» более 100 горо- дов. Следует отметить, что часть из этих городов будет модернизирована высо- кими темпами, а большая часть будет построена с нуля. При этом географи- ческий принцип создания городов кар- динально изменён. Раньше их строили на берегах рек, а сейчас при выборе площадки для строительства в первую очередь рассматривается энергоэффек- тивность будущих зданий, доступность современной инфраструктуры и средств коммуникации. А вот в Китае уже в значительной степени реализованы тех- нологии и принципы умного города. Пекин и Шанхай также становятся ум- ными городами по первому сценарию. Здесь оказались наиболее востребован- ными технологии мобильных платформ и приложений для оперативного опове- щения граждан об экстренных собы- тиях, предоставление оперативной ин- формации о пробках на дорогах, пого- де, экологической обстановке, деловой активности и т.п. Для этого всю инфра- структуру и транспортные средства оснастили спутниковой системой нави- гации для мониторинга, обмена инфор- мацией и оптимизации дорожного дви- жения. Ярким примером реализации третье- го сценария создания умных городов может служить новый жилой комплекс Гуанфучэне в городе Куньмине, про- винция Юньнань. Город расположен в горах на юго-западе Китая, на высоте около 1900 м над уровнем моря. Здесь лучшая в Китае экология, чистый воз- ОБ ЗОР / Т Е Х НОЛОГ ИИ 7 СТА 3/2016 www.cta.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy