ЖУРНАЛ «СТА» 4/2016

64 СТА 4/2016 СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ www.cta.ru Д ИСПЕТЧЕРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ Е КАТЕРИНБУРГСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА Любой метрополитен как система внеуличного городского пассажирско- го транспорта представляет собой слож- ный комплекс взаимосвязанных си- стем, призванных обеспечить удобную, быструю и безопасную перевозку насе- ления. Необходимость соблюдать тре- бования безопасности перевозочного процесса и обеспечивать заданную про- возную способность линий привела к закономерной централизации и автома- тизации ряда технологических процес- сов работы метрополитена. В Екатеринбургском метрополитене для эксплуатации и ремонта оборудова- ния и устройств организованы соответ- ствующие службы. Это службы пути и тоннельных сооружений (ПТС), движе- ния (Д), сигнализации, централизации и блокировки и связи (Ш), подвижного состава (Т), электроснабжения (Э), электромеханическая служба (ЭМ) и другие. При этом в трёх из указанных служб: Д, Э и ЭМ – имеется особый сменный персонал – диспетчеры, при- званный организовывать и управлять эксплуатационной и ремонтно-техно- логической работой метро. Если в ад- министративном отношении каждый работник подчиняется своему непо- средственному начальнику, то в опера- тивном – диспетчеру соответствующей службы, а по вопросам, связанным с движением поездов, – поездному дис- петчеру. Диспетчеры всех служб и под- разделений в оперативной работе, свя- занной с движением поездов, также подчинены поездному диспетчеру, при- каз которого обязателен для всех работ- ников метрополитена [1]. Нельзя не от- метить, что служба движения работает в тесном взаимодействии со службой Ш, так как в ведении последней находится аппаратура организации обеспечения безопасности движения поездов. Помимо диспетчерского персонала линии метрополитена на каждой стан- ции имеется персонал дежурных: ● на конечных станциях с путевым раз- витием – дежурный по станции (ДСП) и дежурный поста централиза- ции (ДСЦП); ● на промежуточных станциях – толь- ко дежурные по станции. ДСП отвечает за работу станции в це- лом, в то время как ДСЦП помимо обя- занностей, возложенных на ДСП, ещё и управляет движением поездов в преде- лах станции. О БЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ Диспетчеры метрополитена выпол- няют контроль и управление перечис- ленными далее объектами и устрой- ствами. По службе движения: светофоры, рель- совые цепи, стрелочные электроприво- ды, системы электрической централиза- ции на станциях, системы регулирования движения поездов на перегонах (автома- тическая блокировка, автоматическая локомотивная сигнализация), устройства выявления перегрева букс и контроля га- барита электроподвижного состава. В це- лом комплекс управления и контроля за движением поездов носит название «дис- петчерская централизация (ДЦ)», в со- став которой входит автоматизированная система построения графика норматив- ного и исполненного движения поездов. По службе электроснабжения: совме- щённые тягово-понизительные под- станции (СТП), деповская (ДПП) и тон- нельные понизительные подстанции (ТПП). Основными исполнительными органами, участвующими в технологи- ческом процессе обеспечения электро- энергией, являются выключатели вво- дов, кабельных перемычек и отходящих фидеров 10 кВ; секционные выключате- ли 10 кВ; автоматические выключатели вводов РУ-220 В, РУ-380 В; секционные выключатели питания силовых нагрузок РУ-380 В; быстродействующие автома- тические выключатели фидеров 825 В, питающих контактную сеть; заземляю- щие разъединители шин 825 В на СТП; линейные разъединители фидеров 825 В, питающих контактную сеть; зонные и тупиковые разъединители контактной сети; трансформаторы силовые; транс- форматоры освещения; трансформато- ры СЦБ (СЦБ – устройства сигнализа- ции, централизации и блокировки); Комплексная автоматизированная система диспетчерского управления работой Екатеринбургского метрополитена Александр Никитин, Дмитрий Углев В статье рассматриваются особенности организации диспетчерского управления работой Екатеринбургского метрополитена, структура объектов управления и контроля, а также принципы построения комплексной автоматизированной системы диспетчерского управления.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy