СТА №1/2017

44 СТА 1/2017 РАЗРАБОТКИ НЕФТЕГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ www.cta.ru В ВЕДЕНИЕ Всё новое – это хорошо забытое ста- рое. К теме данной статьи это высказы- вание имеет непосредственное отноше- ние, ведь мало кто помнит, что первый практически пригодный двухтактный двигатель внутреннего сгорания, запа- тентованный в 1860 году французским изобретателем Этьеном Ленуаром, в ка- честве топлива использовал газ. Прав- да, газ не природный, а светильный, но одним из основных его компонентов, так же как и у природного газа, являет- ся метан. В 1863 году двигатель Ленуа- ра был модернизирован немецким инженером Николаусом Августом О˜ тто, а в 1876 году им же был изобретён четы- рёхтактный газовый двигатель внутрен- него сгорания. Двигатели О˜тто пользо- вались огромным для того времени спросом и принесли его создателю це- лое состояние. Именно газ открыл до- рогу человечеству к прогрессу. Но от- крыв эту дорогу, газ как моторное топ- ливо был потеснён бензином на целые полтора столетия. Сейчас газ заслуженно возвращает потерянные позиции в автомобильных топливных технологиях. На сегодняш- ний день наибольшее распространение получили два типа газового топлива – пропан-бутан и метан, но именно по- следнему в наибольшей степени подхо- дит определение «топливо будущего». Основных причин этому три: его эколо- гичность, безопасность и, конечно, де- шевизна. Аббревиатура АГНКС расшифровы- вается как автомобильная газонаполни- тельная компрессорная станция и яв- ляется общим названием для комплек- са технологического оборудования, об- разующего метановую автозаправочную станцию. Основная масса существующих сего- дня в нашей стране АГНКС построена на базе устаревшего оборудования, про- изведённого ещё в СССР или ГДР. На рынке же нового оборудования до не- давнего времени лидирующее положе- ние занимали западные производители и их отечественные представители – дистрибьюторы и интеграторы. Цены на их оборудование, к слову сказать, и так немалые, после снижения курса рубля и вовсе стали неподъёмными для большинства потенциальных покупате- лей. На фоне этих событий всё привле- кательнее выглядят предложения от отечественных производителей, выпус- кающих оборудование на базе собст- венных разработок. В конце 2014 года перед конструктор- ским отделом одного из ведущих ком- прессоростроительных предприятий России – ОАО «Пензкомпрессор- маш» – была поставлена задача разра- ботки и внедрения в серийное про- изводство модуля компрессорного за- правочного (МКЗ) на базе поршневого компрессора собственного производ- ства и сопутствующего оборудования для АГНКС высокой производительно- сти. Разработка должна была вестись на базе современных материалов и техни- ческих средств с максимально возмож- ным использованием продукции отече- ственных производителей. В соответ- ствии с техническим заданием управ- лять комплексом технологического оборудования должна вновь разрабо- танная автоматизированная система (далее – АСУКЗ) на базе современного надёжного программируемого логиче- ского контроллера (ПЛК) отечествен- ного производства. Н АЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ Основными задачами АСУКЗ яв- ляются предотвращение работы обору- дования в недопустимых режимах и управление технологическим процес- сом на этапах от получения газа из газо- транспортной системы (ГТС) до подачи его к газозаправочным колонкам. Основным функциональным элемен- том всего комплекса контролируемого оборудования является модуль ком- прессорный заправочный (МКЗ) на ба- зе поршневого компрессора. Поэтому основным документом, определяющим набор необходимых защит и блокиро- вок, осуществляемых АСУКЗ, служит ПБ03-582-03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации компрессор- ных установок с поршневыми компрес- сорами, работающими на взрывоопас- ных и вредных газах». Данные правила обязывают осу- ществлять контроль и защиту компрес- сора по основным параметрам на всех этапах процесса компримирования (сжатия) газа. К таким параметрам от- носятся: ● давление и температура на линии вса- сывания компрессора; ● давление и температура на линиях на- гнетания и всасывания по ступеням сжатия; Автоматизированная система управления комплексом оборудования АГНКС Владимир Поленов, Сергей Цыганков Статья рассказывает о разработке и реализации системы управления комплексом оборудования АГНКС на базе отечественного ПЛК FASTWEL I/O. Рассмотрены предпосылки разработки системы, основные критерии выбора оборудования, состав системы, её архитектура, а также подробно описан процесс её функционирования.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy