ЖУРНАЛ «СТА» 4/2018

СТА 4/2018 ОБЗОР /ТЕХНОЛОГИИ Отклонения от заданной специфика- ции и дефектность продуктов подры- вают лояльность клиентов и прибыль компаний, особенно работающих в высокоточном технологическом секто- ре. Six Sigma – 6 сигма («сигма» обозна- чается строчной буквой греческого алфавита – σ ) – это строгая методоло- гия, разработанная для повышения ка- чества продукции и рентабельности компании путём улучшения производ- ственных и бизнес-процессов. Для количественного измерения контролируемых процессов Six Sigma использует статистический анализ, а са- ми процессы при этом могут представ- лять собой промышленное производ- ство, бизнес-процессы, производство продуктов или услуг. Six Sigma деклари- рует, что процесс не должен произво- дить больше, чем 3,4 дефекта на мил- лион единиц продукции (DPMO) – это означает эффективность 99,9997%. Дефектом в Six Sigma считается нечто, могущее вызывать неудовлетворён- ность клиентов, например, несоответ- ствие его спецификации. Таким обра- зом, Six Sigma определяет и регламен- тирует вероятность дефекта на выходе производства. К ОНЦЕПЦИЯ S IX S IGMA Концепция Six Sigma была разработа- на компаниейMotorola в 1986 году с це- лью улучшения производственных про- цессов и сокращения дефектности про- дукции. Основная цель заключалась в том, чтобы достичь почти совершенно- го (99,9997%) отсутствия отклонений в пределах заданных спецификаций. Ос- новываясь на более ранних методах улучшения качества, Six Sigma предпо- лагает следующее: ● для успеха в бизнесе необходимы по- стоянные усилия по достижению ста- бильных, предсказуемых результатов процесса; ● производственные и бизнес-процес- сы имеют характеристики, которые можно измерить, проанализировать, улучшить и контролировать; ● устойчивое улучшение качества тре- бует участия в этом всей организации. В НЕДРЕНИЕ S IX S IGMA Чтобы добиться соответствия требо- ваниям Six Sigma, причины вариаций и дефектов в производственных и бизнес- процессах должны быть идентифици- рованы и устранены. Разработаны и применяются два класса методологии Six Sigma: метод улучшения DMAIC (Define, Measure, Analyze, Improve, Control – идентифи- кация, измерение, анализ, улучшение, контроль) и метод проектирования DMADV (Define, Match, Analyze, Design, Verify – определение, иденти- фикация, анализ, разработка, верифи- кация). DMAIC используется для улучшения существующих процессов, описанных далее; DMADV применяется для разра- ботки новых процессов или продук- тов, соответствующих требованиям Six Sigma. Метод DMADV (известный ещё как DFSS – разработка по требованиям Six Sigma) также может применяться и к существующим процессам, нуждаю- щимся в масштабном улучшении. Про- фессиональная иерархия управления качеством, сформулированная в за- имствованной из боевых искусств тер- минологии, – ключевое нововведение Six Sigma. Эта структура способству- ет вовлечению в достижение успеха проектов Six Sigma всех уровней орга- низации: ● лидеры (исполнительное руководст- во) – это генеральный директор и другое высшее руководство; ● чемпионы (высший менеджмент) от- вечают за внедрение Six Sigma в рам- ках организации; ● мастера чёрных поясов , выявленные чемпионами или лидерами, стано- вятся коучами, тренерами и настав- никами чёрных поясов. 100% их вре- мени посвящено обеспечению при- ближения бизнеса к требованиям Six Sigma; ● чёрные пояса фокусируются на приме- нении методологии Six Sigma для конкретных проектов. 100% их вре- мени посвящено Six Sigma; ● зелёные пояса занимаются реализа- цией Six Sigma наряду с другой ра- ботой. Six Sigma: что? почему? как? Статья посвящена концепции контроля качества процессов и продуктов, получившей название “Six Sigma”. В ней описаны основные принципы, на которых основана методология контроля качества, и приводятся базовые формулы для расчёта индекса качества процессов. Опытом практического применения Six Sigma поделились специалисты компании Dataforth, многие годы успешно использующей данную методологию в собственных проектах. 12 www.cta.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy