СТА 2/2019

му так важно разобраться в рекоменда- циях и соблюдать технические парамет- ры, которые указываются в инструкции по эксплуатации АКБ. Опираясь на свой практический опыт, авторы рас- смотрели наиболее частые нарушения условий использования источников пи- тания и их последствия. Отсутствие температурной компенсации Пример. Параметры эксплуатации для батарей серии Х и серии Y отли- чаются только напряжением поддержи- вающего режима для заданного значе- ния температуры: 2,25 В/эл. (вольт на элемент) и 2,30 В/эл. соответственно. Параметры эксплуатации включают в себя нормальные условия, что подразу- мевает одинаковую температуру корпу- са батареи и температуру помещения или окружающей среды, где они экс- плуатируются. Аккумуляторы серии X заменили на аккумуляторы серии Y, условия эксплуатации остались не- изменными, корректировка напряжения поддерживающего режима не проводи- лась . Через 2 года произошло аварийное срабатывание, и АКБ не выдержали расчётного времени автономной рабо- ты. При заявленном производителем сроке службы в 10 лет аккумуляторы вышли из строя уже через 2 года. Основываясь на данных примера, когда разница напряжения поддержи- вающего режима составляет 0,05 В/эл., можно сказать, что срок службы АКБ сокращается в 5 раз. Однако несмотря на отсутствие корректировки напряже- ния поддерживающего режима, работо- способность АКБ можно восстановить, так как были соблюдены условия экс- плуатации. Например, достаточно про- вести всего 2 контрольно-тренировоч- ных цикла (КТЦ) по рекомендации производителя, чтобы восстановить до 90% остаточной ёмкости аккумулятор- ной батареи. При осуществлении КТЦ 1 раз в полгода/год гарантирована ста- бильная работа АКБ на протяжении всего заявленного производителем сро- ка службы. Эксплуатирующие организации не всегда проводят корректировку экс- плуатационных параметров АКБ и оставляют те параметры, которые вы- ставлены в источнике бесперебойного питания по умолчанию. А если коррек- тировка или настройка параметров про- исходит, то в соответствии с рекоменда- циями, указанными в инструкции к ИБП. Параметры эксплуатации АКБ, которые предоставляет производитель ИБП, могут быть указаны для опреде- лённой модели аккумуляторов. Про- изводитель ИБП не является экспертом в области химических источников тока, поэтому для максимального срока служ- бы батареи необходимо соблюдение экс- плуатационных условий, указанных в ин- струкции для АКБ. В частности, непра- вильно выставленное напряжение под- держивающего режима в отсутствие термической компенсации может при- вести к быстрой потере ёмкости и преж- девременному выходу из строя АКБ. Пример. В нормальных условиях экс- плуатация АКБ проводится при темпе- ратуре +25°С, при этом напряжение поддерживающего режима составляет 2,27 В/эл. В помещении, где установле- на группа АКБ, постоянная температура +20°С. Для группы из 40 аккумуляторов выставляется напряжение поддержи- вающего режима 2,27·6·40=544,8 В, где 2,27 В/эл. – напряжение для одного эле- мента, 6 – количество элементов в бата- рее 12 В, 40 – количество АКБ в группе. Такое значение уже будет считаться низ- ким напряжением при+20°С. Но это ещё не самый худший вариант из возможных. В инструкцииИБПмогут быть прописа- ны и другие, более худшие значения на- пряжения поддерживающего режима: 2,25 В/эл. или 2,23 В/эл., соответственно 540 В/группа и 535,2 В/группа. В такой ситуации низкое значение напряжения рабочего режима может спровоцировать рост кристаллов сульфата свинца, что приведёт к уменьшению ёмкости и со- кращению срока службыАКБ. А при оп- ределённом стечении факторов на пла- стинах образуется кристаллический суль- фат свинца, который приводит к терми- ческому разгону и «вздутию» батарей. Термический разгон (терморазгон) – это неконтролируемый процесс, проте- кающий с обильным выделением тепла и увеличением зарядного тока, сопро- вождающийся газообразованием (ког- да возрастает скорость электролиза). Скорость газообразования настолько велика, что превышает скорость реком- бинации на несколько порядков, и в аккумуляторной батарее внутреннее давление начинает превышать крити- ческое значение, что приводит к страв- ливанию газов через клапан. Измене- ние геометрии корпуса, «вздутие» АКБ можно будет наблюдать только при ра- зогретом корпусе. Если температура ак- кумуляторов превышает +90°С, то кор- пуса соседних батарей могут слипнуть- ся (рис. 2). Чтобы избежать таких последствий, следует вводить температурную ком- пенсацию в обязательном порядке. Значение температурной компенсации можно узнать из инструкции к аккуму- ляторным батареям. Температурная компенсация – это из- менение напряжения поддерживающе- го режима в зависимости от отклонений температуры. Для аккумуляторных батарей типа AGM значение температурной ком- пенсации поддерживающего режима 0,0033 В/эл./°С, то есть при пониже- нии температуры на один градус рабо- чее напряжение следует повысить на 0,0033 В/эл./°С. На первый взгляд, это ничтожно малая цифра, однако для 12 В батарей значение температур- ной компенсации будет следующим: 0,0033·6=0,0198 В/эл./°С. А для груп- пы из 40 батарей, эксплуатирующих- ся при +20°С, величина температур- ной компенсации составит 0,0198·40·5= АППА РАТ НЫЕ С Р Е ДС Т В А / ИС ТОЧНИКИ ПИ ТАНИЯ СТА 2/2019 93 www.cta.ru Рис. 2. Изменение геометрии корпуса в результате термического разгона

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy