ЖУРНАЛ СТА №2/2020

При использовании такого оборудо- вания повышается пропускная способ- ность заведения и, как следствие, уве- личиваются объёмы продаж. Из-за от- сутствия психологического давления во время нахождения в общей очереди у клиента появляется время для более взвешенного выбора, что приводит к увеличению суммы среднего чека. Нельзя не отметить экономию трудо- вых ресурсов и денежных средств. Это обусловлено тем, что работу кассиров в магазине выполняет специальное устройство, что влечёт за собой значи- тельную экономию затрат на персонал, в первую очередь это кассиры, которые в больших магазинах зачастую работают в две смены. Если производить грубые подсчёты, то в зависимости от комплек- тации терминала его стоимость составит от 4 до 8 ежемесячных зарплат кассира, то есть уже по истечении этого срока терминал начнёт приносить доход. Но стоит помнить, что наиболее эффектив- ным является вариант, когда количество касс уменьшается, но кассы не уби- раются полностью, а остаются одна-две. Это связано с тем, что всегда есть какой- то процент клиентов, которые по тем или иным причинам не могут совер- шить покупку с помощью терминала са- мообслуживания. Ещё одним плюсом является эконо- мия торговых площадей. На площади, которую занимает одна касса с сотруд- ником-кассиром, может уместиться сразу несколько терминалов самообслу- живания. Следующий плюс применения киос- ков не так заметен, тем не менее он несёт для ресторанных сетей ощутимое пре- имущество: с помощью киосков само- обслуживания можно без дополнитель- ных затрат сгладить неравномерность потока клиентов без увеличения време- ни ожидания в очереди в пиковые ин- тервалы. Поскольку магазины, кафе и любые другие учреждения имеют всего пару часов, когда идёт резкое увеличение количества посетителей, как правило, это обеденные часы и вечернее время, когда у людей заканчивается рабочий день, в остальное время поток средний. При классической схеме работы ситуа- ция выглядит следующим образом: в ночное время как минимум одна касса с сотрудником-кассиром должна быть обязательно, даже если за ночь будет все- го 5–10 клиентов, в стандартное время работает некоторое количество касс, ко- торые позволяют обслуживать клиентов в максимально допустимые временныˆе диапазоны, а в пиковые часы количество касс приходится увеличивать для соблю- дения всё тех же допустимых временныˆ х диапазонов обслуживания клиентов. Внедрение терминалов в количестве, не- обходимом для обслуживания потока в пиковые часы, позволяет уйти от клас- сической схемы гибкого графика, ос- новной задачей которого и является за- крытие пиковых периодов с помощью дополнительного персонала, плюс с по- мощью киосков можно минимизировать количество персонала в часы малой по- сещаемости (например, ночью) [2]. Э ЛЕКТРОННЫЕ ЦЕННИКИ Электронные ценники (Electronic Shelf Labels, ESL) – устройства автома- тизации розничной торговли, позволяю- щие выводить информацию о цене и свойствах товара на экран, расположен- ный в непосредственной близости от са- мого товара в торговом зале. Они служат более современной и технологичной за- меной традиционных бумажных ценни- ков. Как правило, хотя и не во всех слу- чаях, экраны электронных ценников вы- полняются на основе электронной бума- ги. Управление ценниками осуществ- ляется по инфракрасному каналу связи либо цифровому радиоканалу. Обычно электронные ценники имеют автоном- ное питание, а одним из обязательных требований к ним является длительное время работы без смены батарей [3]. Компания Advantech представляет две линейки электронных ценников в своей продукции: серия LEO (рис. 5) и серия EPD (рис. 6). Ключевые характеристики: ● технология Sub-1 ГГц обеспечива- ет передачу данных на большие рас- стояния, позволяет быстро их обнов- лять, в серии EPD также можно выбрать вариант с поддержкой IEEE 802.15.4/2,4 ГГц; РАЗ РА БОТ КИ / КОН Т РОЛ Ь НО - ИЗМЕ Р И Т Е Л Ь НЫЕ СИС Т ЕМЫ СТА 2/2020 59 www.cta.ru Рис. 3. Терминалы самообслуживания UTC-750 Рис. 4. Установка периферийного оборудования на UTC-750 Рис. 5. Электронные ценники серии LEO

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy