ЖУРНАЛ СТА №2/2020

РАЗРАБОТКИ БОРТОВЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ С чего начать отсчёт истории автоном- ных транспортных средств? Как старто- вуючерту можно, например, принять по- явление в автомобилях первых функций автоматизации, обеспечивающих без- опасность и удобство вождения. Еще в 2000-х годах на серийных автомобилях появились круиз-контроль и антиблоки- ровочная тормозная система (АБС), а значит, история автоматизации транс- порта совсем ещё коротка. С наступле- нием нового тысячелетия, ознаменован- ного бурным развитием вычислительной техники, автомобили обзавелись элек- тронной стабилизацией устойчивости, системами обнаружения мёртвых зон, предупреждения о столкновениях и ухо- де из полосы движения. В период с 2010 по 2016 год, согласно данным американ- ского управления NHTSA (National Highway Traffic Safety Administration – Национальное управление безопасности дорожного движения), появились и дру- гие системы помощи водителю, такие как видеокамеры заднего вида, автома- тическое экстренное торможение и по- мощники для удержания автомобиля в полосе движения, а также стала доступ- на возможность самостоятельной авто- матической парковки. Получив такой богатый арсенал функций, с 2016 года ав- томобили фактически приблизились к частичной автономии. И вот, наконец, буквально в наши дни появляются пер- вые автономные автомобили, которые (пока ещё весьма условно) могут ездить совсем без водителя. В качестве органов чувств в процессе перемещения между пунктами назначения без водителя-чело- века они используют комбинацию боль- шого числа датчиков, камер, радаров. Искусственный интеллект (ИИ) обраба- тывает получаемые данные об окружаю- щей обстановке и управляет транспорт- ным средством. Но чтобы считаться дей- ствительно автономным, транспортное средство должно быть способно переме- щаться без вмешательства человека в за- ранее определённое место назначения по обычным дорогам, не оптимизирован- ным для его использования. А вот с этим пока есть проблемы: полностью автома- тизированные транспортные средства пока ещё не столь надёжны и интеллек- туальны, чтобы стать полноправными участниками движения на большинстве дорог. Тем не менее первые примеры имеются: в июне 2011 года в штате Нева- да (США) впервые в мире разрешили те- стирование автомобилей без водителя на дорогах общего пользования, а вслед за Невадой аналогичные разрешения дали иштатыКалифорния, Флорида, Огайо и Вашингтон (округ Колумбия). Среди разработчиков автономных автомобилей многие известные бренды: Audi, BMW, Ford, General Motors, Tesla, Volkswagen, Volvo, а также софтверные компании, та- кие как Google и Яндекс. Т РАНСПОРТ ИДЁТ В ПЯТЫЙ КЛАСС Министерством транспорта США была принята шестиуровневая класси- фикация автоматизации транспортных средств, от 0 (полностью ручное управ- ление) до 5 (полностью автономное управление), которая в настоящее вре- мя стала стандартом де-факто. Уровень 0 – никакой автоматизации Подавляющее большинство транс- портных средств на дороге сегодня со- ответствует именно уровню 0. Задачу динамического вождения здесь пол- ностью решает человек, хотя могут су- ществовать системы, помогающие во- дителю. Примером тому служит систе- ма экстренного торможения: посколь- ку технически она не управляет транс- портным средством, она не квалифици- руется как система автоматизации. Уровень 1 – помощь водителю Это самый низкий уровень автомати- зации. Автомобиль оснащён единой ав- томатизированной системой помощи водителю, такой как адаптивный круиз- контроль, поддерживающей заданную дистанцию от впереди идущего транс- портного средства. При этом водитель- человек контролирует другие аспекты вождения, такие как рулевое управле- ние и торможение. Уровень 2 – частичная автоматизация вождения Соответствие ему означает, что авто- мобиль оснащён передовыми система- ми помощи водителю ADAS (Advanced Driver-Assistance Systems). Автомобиль может контролировать как рулевое управление, так и ускорение/торможе- ние. Но и здесь автоматизация не справляется с самостоятельным управ- лением, поэтому на месте водителя си- дит человек, который может в любой момент взять автомобиль под контроль. Tesla Autopilot и Cadillac (General Motors) Super Cruise квалифицируются как системы 2-го уровня. Уровень 3 – автоматизация вождения Переход с уровня 2 на уровень 3 яв- ляется существенным с технологичес- кой точки зрения, но едва заметным и незначительным с человеческой точки Есть ИИ – руля не надо Юрий Широков Оснащённые искусственным интеллектом транспортные средства медленно, но верно перемещаются из области научной фантастики в повседневную жизнь. По некоторым прогнозам, уже к 2030 году до четверти машин на дорогах будeт передвигаться без всякого вмешательства человека. Такие перспективы открываются благодаря достижениям в области алгоритмов ИИ, навигации, машинного зрения и, конечно же, благодаря высокопроизводительным встраиваемым вычислителям, о которых рассказано в статье. СТА 2/2020 72 www.cta.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy