ЖУРНАЛ СТА 2/1997

НЕФТЕГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 2/97 66 СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ Г азоперекачивающий агрегат (ГПА) является основным эле- ментом магистральных газо- проводов. Он состоит из цен- тробежного нагнетателя (ком- прессора) и двигателя, кото- рый приводит его во вращение. В на- стоящее время используется много ти- пов ГПА, отличающихся видом двигате- ля (электрический или газотурбинный), единичной мощностью (от 4 до 25 МВт), а также заводомизготовителем (пред- приятия СНГ и зарубежные). По своему конструктивному испол- нению ГПА выполняются либо в инди- видуальном укрытии (модульное испол- нение), либо в общецеховом укрытии (несколько ГПА «под одной крышей»). Более сложными, с точки зрения ав- томатизации контроля и управления, являются ГПА с газотурбинными дви- гателями. Газотурбинный двигатель позволяет регулировать частоту вра- щения, изменяя режим работы ГПА, и значительно динамичнее и сложнее в управлении, чем синхронный элек- тродвигатель. ГПА, в зависимости от типа, отличаются количеством точек контроля и управления, но их струк- тура и принципы построения доста- точно схожи, что позволяет создать базовую САУ ГПА, относительно легко адаптируемую к конкретному ГПА, с использованием современных техни- ческих средств. Основные характеристики САУ ГПА ГПА оснащаются автоматикой раз- личной сложности уже не один деся- ток лет, но только в последние годы с появлением микропроцессорных кон- троллеров стали создаваться системы автоматического управления ГПА. К основным функциям САУ ГПА от- носятся ● регулирование оборотов нагнетателя – поддержание заданного режима рабо- ты ГПА путем регулирования подачи топливного газа в двигатель; ● противопомпажное регулирование нагнетателя — поддержание мини- мально допустимого запаса по пом- пажу нагнетателя, что позволяет по- лучить максимально возможный для заданного режима работы кпд ГПА; ● аварийная защита ГПА; ● управление отдельными механизма- ми ГПА; ● регистрация и отображение информа- ции, характеризующей состояние ГПА. Кроме этого, САУ ГПА обеспечивает контроль исправности датчиков и ис- полнительных механизмов, линий свя- зи, собственно аппаратуры САУ ГПА. Для реализации перечисленных тре- бований базовая САУ ГПА имеет необ- ходимый набор каналов ввода/вывода для сопряжения с различными датчика- ми и исполнительными устройствами. В базовой САУ ГПА принимаются ● до 80 аналоговых сигналов от раз- личных датчиков (термометры сопро- тивления, термопары, токовые и по- тенциальные); ● до 4 частотных сигналов от датчиков частоты вращения; ● до 160 дискретных сигналов (типа «су- хой контакт» либо потенциальных с напряжением постоянного или пе- ременного тока от 24 до 220 В). Базовая САУ ГПА выдает ● 4 аналоговых сигнала (или ШИМсиг- нала) на регуляторы; ● до 120 дискретных сигналов на ис- полнительные механизмы (напряже- нием постоянного или переменного тока до 220 В, до 2 А). САУ ГПА должна обладать высокой над- ежностью. Так, среднее время наработки на отказ по функции «пропуск аварии» должно быть не менее 100 тысяч часов. Температура окружающей аппарату- ру САУ ГПА среды может изменяться от 0°С до 50°С. Анатолий Кривоносов, Александр Харитонов, Вячеслав Гуличев В статье описана базовая система автоматического управления (САУ) газоперекачивающим агрегатом (ГПА), созданная в АО «Хартрон» на базе программно-технического комплекса (ПТК) «Дельта-1». С ИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИМИ АГРЕГАТАМИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy