ЖУРНАЛ СТА №1/1998

Душа болит за родные железные до- роги. Хочется перевозить больше, луч- ше, быстрее, дешевле и обеспечить максимально высокий уровень безо- пасности. К сожалению, не всегда это получается, особенно в последнее время. Организация перевозок во многом зависит от работы устройств железнодорожной автоматики. Для обеспечения безопасности дви- жения необходим постоянный кон- троль работоспособности устройств, управляющих стрелками и сигналами. Беда в том, что эта техника не новая, релейная и средствами диагностики, тем более дистанционными, не осна- щена. Поэтому устройства приходится обслуживать по графику, в соответст- вии с которым электромеханики обя- заны обходить станции и перегоны. Состояние же самого устройства зачас- туюпроверить могут только в ремонтно- технологическом участке, а потому ра- ботает оно или не работает, выработало ресурс или нет, а приходится его менять. В результате ходят механики по перего- нам и станциям и заменяют приборы, которые могли бы еще лет пять спокой- но работать. При такой организации те- ряются драгоценное время и оператив- ность оповещения о неисправностях, отсутствует возможность их прогнозиро- вания. Итак, одной из важнейших за- дач является контроль за работой боль- шого количества устройств автоматики, расположенных на протяжении мно- гих километров, и передача собранной информации обслуживающему пер- соналу в режиме реального времени. Кроме того, для принятия эффектив- ных решений по управлению движе- нием требуется обладать объективной информацией о поездной обстановке. В данное время эта информация огра- ничена показаниями табло у дежурного по станции или парку. Проблема заклю- чается в том, что движением управляют поездные и маневровые диспетчеры и эту информацию со станций они до сих пор получают по телефону. Отсюда впол- не понятна и степень её достоверности. Еще одной задачей является ведение протокола работы устройств автома- тики и действий персонала, то есть ре- ализация своего рода «черного ящика». Над решением задач диспетчерского контроля (ДК) за работой устройств ав- томатики на железной дороге думают давно. Лаборатория систем автоматики кафедры «Автоматика и телемеханика на железных дорогах» Петербургского Государственного Университета путей сообщения этой проблемой занимает- ся в течение пяти лет, и сегодня можно сказать, что есть определенные успехи. Около десяти станций и перегонов на Октябрьской и Московской железных дорогах оборудованы различными ва- риантами системы ДКнашей разработки. Особенно дело двинулось, когда по- явились результаты эксплуатацион- ных испытаний первой пробной сис- темы, разработанной на базе MicroPC («СТА» 1/96). Удобство в работе и на- дежность контроллеров MicroPC при- вели к созданию нового варианта сис- темы ДК для маневрового диспетчера сортировочной станции. Система предназначена для воссоз- дания поездной обстановки на стан- ции на рабочем месте маневрового диспетчера и передачи этой информации другим заинтересованным пользовате- лям, например, сменному инженеру дис- танции, в обязанности которого вхо- дит регистрация отказов устройств и организация работы по их устранению. Кроме этого, система позволяет фик- сировать различные технологические ситуации на станции, например, при- бытие составов, их роспуск, простой, на- копление вагонов на путях сортировоч- ных парков, и представлять ее в удоб- ной для диспетчера форме таблиц и диаграмм. Для этой цели используются не только данные о состоянии станци- онных устройств, но и сообщения из 36 1/98 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ CИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ Диспетчерский контроль на сортировочной станции Борис Горбунов, Александр Федоров Описывается система диспетчерского контроля за работой устройств автоматики на железной дороге. Стойка для подключения к станционным устройствам автоматики

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy