ЖУРНАЛ СТА №1/1998

Введение Подшипниковые опоры авиацион- ных газотурбинных двигателей (ГТД) относятся к одним из наиболее ответ- ственных узлов, определяющих надеж- ность и ресурс. Проявление развитых дефектов подшипников приводит к значительным затратам на восстанови- тельный ремонт двигателя и другим нежелательным последствиям. В про- цессе эксплуатации трехвальных ГТД периодически возникает дефект «вы- крашивание беговых дорожек» ролико- подшипника опоры ротора турбины высокого давления. При этом бортовая система сигнализации о возникнове- нии дефекта по наличию стружки в маслосистеме из-за недостаточной чув- ствительности и избирательности дает сигнал слишком поздно, на высокой стадии развития повреждения, что ис- ключает возможность устранения неис- правности без изъятия двигателя из экс- плуатации. В связи с этим была постав- лена и решена задача по отработке ме- тодики ранней диагностики состояния роликоподшипника. Работа выполнена силами специалистов АО «Мотор-Сич», АО «Вибродиагностика» и НПП «Мера». Объект диагностики На рис. 1 представлен вид поврежден- ных беговых дорожек наружных обойм роликоподшипников, находящихся в различной стадии развития дефекта. Задачей диагностики было раннее об- наружение подшипников с минималь- ной стадией повреждения, соответству- ющей показанным на рис. 1а и 1б. Для моделирования условий диагностиро- вания производилась сборка экспери- ментального двигателя с подшипника- ми в различной стадии повреждения. Вибродатчик устанавливался в нижней части наружного фланца корпуса опор турбины высокого давления. ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА РАЗРАБОТКИ 98 1/98 Вибрационная диагностика подшипников авиационного двигателя Владимир Адаменко, Павел Жеманюк, Виктор Карасев, Игорь Потапов Описана методика ранней диагностики состояния подшипников ротора турбины высокого давления авиационного двигателя. Рис. 1a. Вид поврежденной беговой дорожки наружной обоймы роликоподшипника. Наиболее ранняя стадия: появление рисок Рис. 1б. Вид поврежденной беговой дорожки наружной обоймы роликоподшипника. Минимальная стадия: появление отдельных участков с микроповреждениями Рис. 1в. Вид поврежденной беговой дорожки наружной обоймы роликоподшипника. Средняя стадия: появление больших поврежденных участков с выкрашиванием Рис. 1г. Вид поврежденной беговой дорожки наружной обоймы роликоподшипника. Максимальная стадия (незадолго до разрушения): повреждена вся поверхность беговой дорожки

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy