ЖУРНАЛ СТА №1/1999

Введение Информационно-измерительные системы для автоматизации испыта- ний авиационных двигателей (далее АИИС) начали создаваться в начале 80-х годов. Целью их внедрения яв- лялось повышение точности и досто- верности оценки параметров двига- телей, а также уменьшение времени, требуемого для их испытаний. Не се- крет, что моторист, ведущий испыта- ние, мог «по-разному» смотреть на стрелку манометра или столбик во- дяного пьезометра, чтобы получить «нужный» результат. Программа вы- пуска авиационных двигателей была в то время достаточно велика, при- чем скапливались двигатели для ис- пытаний чаще всего в конце месяца. АИИС строились в то время на базе отечественной вычислительной и из- мерительной техники — на ЭВМ типа СМ-4, СМ-1420, микрокомпьютерах «Электроника-60» и других средствах, почти не знакомых молодым разра- ботчикам АСУ ТП. Так же широко практиковалось создание самодельных интерфейсов ввода-вывода, изготавли- вавшихся в единичных экземплярах. Интересно, что одна такая система, внед- ренная на нашем предприятии 14 лет назад для испытаний авиадвигателей к знаменитым истребителям СУ-27, успешно работает до сих пор и обеспе- чивает выполнение испытаний. Прав- да, работоспособность этой системы сохранена не из-за высокой надежно- сти отечественных ЭВМ, а во многом благодаря мастерству обслуживающе- го персонала и большим запасам ЗИП. После снятия «железного занавеса» при разработке новых АИИС произо- шел естественный переход на исполь- зование импортных компьютеров, средств измерения и программного обеспечения, так как отечественное их производство (прежде копирующее за- падную продукцию с большим отста- ванием) просто перестало существо- вать. Зато в руках у российских раз- работчиков начали появляться разно- образные и современные аппаратные и программные средства. При создании нового поколения АИ- ИС испытаний авиадвигателей к ра- нее реализованным функциям доба- вились новые требования: ● измерение параметров двигателя и стендовых систем в реальном мас- штабе времени. Традиционно изме- рению подлежат аналоговые сигна- лы разного типа (вольтового, мил- ливольтового уровня, токовые), час- тотные сигналы от датчиков враще- ния роторов двигателя и измерите- лей расхода топлива и других жидко- стей, дискретные сигналы ввода- вывода. Отдельную группу представ- ляют сигналы от вибродатчиков в частотных диапазонах до 300 Гц и до 10 кГц. В современных двигателях появились сигналы от синусно-ко- синусных датчиков положения, а также цифровые каналы передачи информации из встроенных элек- тронных систем управления двига- телем по различным протоколам (ARINC и т. п.); ● ценка расчетных (приведенных, от- несенных, газодинамических) пара- метров авиадвигателя в темпе испы- таний на установившихся режимах работы— так называемые контроль- ные точки двигателя; ● ценка динамичеcких параметров двигателя (приемистость, сбросы, вклю- чения-выключения специальных ре- жимов работы) в темпе испытания; ● отображение измеряемых и расчет- ных параметров на один или не- сколько видеомониторов в тексто- вом и графическом виде, а также ве- дение печатного протокола испыта- ний на принтере; ● аварийное слежение за особо ответ- ственными параметрами двигателя, АВИАЦИЯ РАЗРАБОТКИ 12 1/99 Автоматизированные информационно-измерительные системы испытаний авиационных двигателей Леонид Хаит, Вадим Солдатов, Евгений Егошин, Дмитрий Сошин, Руслан Ямалов О писана автоматизированная информационно-измерительная и управляющая система испытаний авиационных двигателей. Обосновывается выбор аппаратных и программных средств системы, описана структура программного обеспечения и принципы его функционирования.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy