ЖУРНАЛ СТА №1/1999

Введение В соответствии с требованиями Реги- страМорского судоходства в настоящее время все современные суда должны оснащаться системами автоматизации технических средств. При этом опреде- лилась общая тенденция автоматиза- ции судов на основе микропроцессор- ных вычислительных средств. Все стро- ящиеся суда мирового транспортного флота оснащаются бортовыми управ- ляющими вычислительными машина- ми и микропроцессорными системами, автоматизирующими отдельные судо- вые технические средства или их комплексы. В системах управления судовыми установками и механизмами микропро- цессорные системы ис- пользуются для контроля их работы и оптимизации режимов, в том числе по- дачи топлива, воздуха, во- ды и смазочных материа- лов. Эти системы постоян- но следят за состоянием процессов во всех основ- ных устройствах энерге- тического комплекса, ана- лизируют тенденции в изменении значений ин- тересующих величин и дают рекомен- дации о предупредительных действиях или включают сигналы опасности, ес- ли какие-то показатели рабочих про- цессов вышли за пределы допустимых значений. Машинное отделение является наи- более ответственным и сложным ком- плексом, обеспечивающим движение судна и работу всех судовых систем и механизмов. Условия работы членов экипажа в машинном отделении небла- гоприятные (шум, вибрация, повышен- ные температура и влажность и т.д.), поэтому стремятся к безвахтенному обслуживанию систем и механизмов, предполагающему установку автомати- ческих дистанционных систем управ- ления и контроля, причем управление работой главных двигателей обязатель- но осуществляется с ходового мостика. Комплексные системы безвахтенного обслуживания являются, как правило, комбинированными (электрические, гидравлические), в которых, благодаря широкому использованию современной электроники, обеспечивается высокая надежность и простота конструирова- ния. Такая система имеет один или несколько пультов управ- ления, аварийную сигнализа- цию, электронный регулятор частоты вращения, необходи- мые датчики и т.п. Специаль- ные процедуры (программы) пуска и остановки главных двигателей позволяют мини- мизировать расход топлива, уменьшить механические и термические нагрузки и из- нос оборудования. Как прави- ло, все системы безвахтенного обслуживания предохраняют главные двигатели от пере- грузок при пуске вхолостую и при работе под нагрузкой. БОРТОВЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ 20 1/99 Система управления дизелями М533 для судна на воздушной каверне «Меркурий» Александр Лебедев, Сергей Сафонов, Александр Касаткин, Валерий Серёгин Представлены структура и основные характеристики автоматизированной микропроцессорной системы контроля и управления дизельными двигателями для судов на воздушной каверне. Обоснованы возможности применения системы на других типах судов. Рис. 1. Катер на воздушной каверне «Меркурий»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy