ЖУРНАЛ «СТА» №3/2001

58 СТА 3/2001 РАЗРАБОТКИ ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ www.cta.ru П РАКТИКА — ОСНОВА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Совсем недавно было торжественно отмечено 300летие инженерного об- разования в России. Основанная Пет- ром Первым Русская (в историкотер- риториальном, а не только в нацио- нальном понимании) инженерная школа вобрала в себя всё лучшее и пе- редовое из того, чем располагали евро- пейские школы, привнеся обязатель- ность сочетания теоретической подго- товки с практической. Родившаяся в недрах отечественного инженернотех- нического образования методика «глу- бокого погружения будущих специали- стов в профессиональную среду» пред- полагала не только необходимость производственного практикума, но и максимальное соответствие учебнола- бораторного оборудования и техничес- ких средств обучения оснащённости реального производства, обеспечиваю- щее возможность решения реальных задач в процессе обучения и проведе- ния научноисследовательских работ (НИР). Показательно, что практичные аме- риканцы на этапе становления своего высшего технического образования в конце ХIХ века взяли за основу имен- но русскую методику подготовки ин- женеров. Например, известно, что лучший технический вуз США — Мас- сачусетский технологический инсти- тут – создавался «по образу и подо- бию» Императорского московского технического училища. Известны и более поздние факты привлечения американцами опыта отечественной инженерной школы: в 1957 году, сразу после сообщения о запуске Советским Союзом первого спутника тогдашний президент США Д. Эйзенхауэр в обра- щении к нации вслед за объяснения- ми, почему не американцы первыми прорвались в космос, объявил о сроч- ной реформе системы обучения есте- ственным наукам, направленной на усиление практической подготовки специалистов и ориентацию образова- тельного процесса на прикладные за- дачи. Н ЕОБХОДИМОСТЬ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ОБУЧЕНИЯ За последнее десятилетие в вузах России, Украины и других стран СНГ возникли ощутимые трудности с реа- лизацией проверенных временем ме- тодик практической подготовки спе- циалистов для производства: заметно устарела техническая база институ- тов и университетов, появились се- рьезные проблемы с организацией производственной практики, да и на- учиться на действующих предприя- тиях порой бывает нечему изза низ- кого уровня производственных средств и средств управления произ- водством. Несмотря на все эти сложности, подготовка будущих специалистов должна быть ориентирована не только на самые современные технологии, но и на перспективные, то есть обязана быть опережающей, чтобы студенты, обучаясь на передовой технической базе, могли чётко представлять тен- денции её дальнейшего развития, ви- деть черты преемственности, а следо- вательно, могли бы понимать и сами создавать новое. Только так, опираясь на самую современную технику и спе- циалистов, способных с ней работать, можно преодолеть техническое, науч- ное, технологическое отставание и выйти на современный мировой уро- вень. Поэтому особого уважения заслужи- вают те вузы, которые изыскивают средства и возможности для постоян- ного обновления лабораторного обо- рудования, учебного программного обеспечения, технических средств обучения. Ещё недавно существовало несколь- ко источников для постоянной модер- низации, совершенствования и попол- нения технической базы вузов: ● бюджетное финансирование; ● НИР, проводимая сотрудниками ка- федр; ● помощь базовых предприятий отрас- ли; ● собственные макетные лаборатории и мастерские. В настоящее время реальным остался только первый источник, правда, в от- дельных случаях выручает спонсорская поддержка заинтересованных пред- приятий. При скудости бюджетного финансирования серьезно усложняет- ся задача выбора программноаппарат- ных средств обучения: они должны быть современными и широко исполь- зуемыми в соответствующих отраслях промышленности, с одной стороны, а с другой стороны — относительно недо- рогими и достаточно универсальными для многоцелевого применения в учеб- ном процессе и НИР, чтобы обеспечить максимальную эффективность приоб- ретения. Микропроцессорная техника для вузов В статье проанализирован опыт выбора и применения современной микропроцессор- ной техники для проведения практических занятий и научно-исследовательской работы в вузах. Описаны программно-аппаратные решения в области стендового оборудова- ния, примеры использования новых технологий обучения. Юрий Афонин, Леонид Шарнин, Ефим Баран, Александр Липницкий, Никита Лысов, Алексей Маслов, Роман Федоряк

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy