ЖУРНАЛ «СТА» №1/2002

48 СТА 1/2002 РАЗРАБОТКИ АВИAЦИЯ www.cta.ru В ВЕДЕНИЕ ОАО НПО «Сатурн» — одно из круп- нейших предприятий России, выпус- кающее широкий спектр сложной на- укоемкой техники. Среди выпускаемой продукции главное место занимают авиационные ГТД типа Д30КУ(КП) и их модификации, устанавливаемые на авиалайнерах ИЛ62М, ТУ154М, ИЛ76. Достижение высокого качества производства стало возможным только благодаря тому, что современная систе- ма контроля качества продукции охва- тывает все составляющие производст- венного процесса. Завершающим и одним из важней- ших звеньев в производственной цепи является испытание готового двигате- ля. На этой стадии производства про- веряется соответствие показателей ра- боты двигателя нормам технических условий, производится настройка аг- регатов и систем изделия, рассчитыва- ются характеристики ГТД и т. д. Процесс испытания состоит из двух видов работ: работы, производимые на неработающем изделии (монтаж, осмотры, перемонтаж систем, демон- таж и т. п.), и работы, связанные со сжиганием топлива (газовая наработ- ка изделия). Применение автоматизированной системы контроля испытаний (АСКИ) наиболее целесообразно во время га- зовой наработки ГТД. Это обусловле- но, в первую очередь, тем, что ● именно при этих работах определя- ются значения основных показате- лей работы двигателя; ● необходимо минимизировать газо- вую наработку (без ухудшения каче- ства испытания)  для снижения расхода топлива,  для уменьшения влияния вредных факторов на здоровье исполните- лей,  для уменьшения выброса отходов горения топлива в атмосферу; ● необходимо снизить влияние субъ- ективного фактора для повышения объективности результатов испыта- ния. Но и работы, выполняемые на оста- новленном изделии, также должны быть максимально охвачены автома- тизированным контролем, поскольку качественная подготовка двигателя к запуску — залог успешного функцио- нирования работающего двигателя. Ц ЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АСКИ Работа ГТД оценивается множест- вом параметров. Полный и минималь- но необходимый перечень этих пара- метров, задействованных для оценки работы двигателя при серийных испы- таниях, представлен в табл. 1. Для проведения исследовательских работ при испытаниях ГТД этот список мо- жет быть существенно увеличен. Результаты работ, проводимых в процессе испытания, заносятся в про- токол испытания. В отличие от авто- матических систем автоматизирован- ные системы предполагают работу че- ловека в процессе эксплуатации Николай Севрюгин, Игорь Потапов, Александр Попов, Андрей Цирихов Описан опыт внедрения в ОАО НПО «Сатурн» автоматизированной системы контроля испытаний авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) в процессе серийного производства. Обсуждаются проблемы создания и применения подобных систем. Автоматизированная система контроля испытаний газотурбинных двигателей Монтаж изделия на испытательном стенде

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy