ЖУРНАЛ «СТА» №2/2002

54 СТА 2/2002 разработки нефтегазоваЯ промышленность www.cta.ru В ВЕдЕНИЕ Использование сжиженного углеводо- родного газа (СУГ) в качестве моторного топлива за последние годы приобретает все больше сторонников. С каждым днем возрастает число автомобилей, ос- нащенных газобаллонным оборудова- нием (ГБО), а целый ряд зарубежных производителей уже наладил серийный выпуск двухтопливных автомобилей. В условиях роста спроса на СУГ обострились проблемы автомобильных газовых заправочных станций (АГЗС), связанные с отсутствием автоматизи- рованного учета СУГ и малой про- пускной способностью. В связи с этим компания «Химгазкомплект» в начале 2000 года поставила задачу разработать автоматизированную систему управле- ния отпуском и учета СУГ для АГЗС, и уже через полгода первая такая система была введена в опытную эксплуатацию. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к интеграции технологического и торгового обору- дования АГЗС, организации единого торговотехнологичес- кого цикла и инфор- мационного простран- ства на станции. Это вызвано, с одной сто- роны, стремлением владельцев АГЗС к упорядочению работы и ужесточению внут- реннего учета, а с дру- гой стороны — уско- ренной подготовкой отраслевой норматив- ной базы в части ав- томатизации фискаль- ного учета с применением контроль- нокассовых машин (ККМ). На основании последнего решения ГМЭК по ККМ касательно сферы тор- говли газовым топливом (протокол № 2/672002) и Протокола техничес- кого совещания, созванного по ини- циативе заинтересованных ведомств 15.01.2002 года, можно сформулиро- вать следующие основные требования к системам автоматизации АГЗС: ● управление отпуском СУГ должно осуществляться от ККМ (через спе- циализированный контроллер) или от компьютернокассовой системы; ● система должна обеспечивать авто- матический кассовый учет СУГ по каждой дозе как в единицах объема, так и в единицах массы, с учетом данных о плотности и температуре, принимаемых с датчиков; ● система должна обеспечивать отпуск не только по постоплате, но и по предоплате, то есть обеспечивать до- зирование с точностью, определяе- мой разрядностью счетчика колонки. К этому добавляются общие требо- вания нормативной базы в области отпуска нефтепродуктов, средств изме- рений, безопасности на АГЗС. Опираясь на 10летний опыт в об- ласти автоматизации управления и учета на АЗС, на результаты прове- денных исследований и современные технические средства автоматизации, компания «ЭЛСИ ПЛЮС» получила принципиально новое решение, удов- летворяющее перечисленным требова- ниям и проверенное в ходе длительной опытной эксплуатации. В настоящее время идет широкое внедрение на АГЗС разработанных на базе этого решения систем. О СОбЕННОСТИ АВТОМАТИЗИРУЕМОГО ПРОцЕССА И ОбОРУдОВАНИя Основные проблемы автоматизации АГЗС обусловлены физическими свой- ствами СУГ, их проявлением в кон- кретных условиях, а также функцио- нальной неполнотой и ограниченными и с по лни т е л ьными возможностями обо- рудовании АГЗС. Эти проблемы затрагива- ют как область управ- ления отпуском, так и область учета СУГ. Проблема дозирования СУГ Уже в начале работ выяснилось, что ши- роко распространен- ное мнение об иден- тичности газовых и Система автоматизации отпуска сжиженного газа на АГЗС В данной статье рассказывается о характерных особенностях автоматизации торгово технологического цикла функционирования автомобильных газовых заправочных станций, о разработанной системе и опыте её эксплуатации. Особое внимание уделено дозирован- ному отпуску сжиженного углеводородного газа. Àëåêñàíäð Ëåòóíîâñêèé ÀÃÇÑ êîìïàíèè «Ñåâåðíîå», Ñàíêò-Ïåòåðáóðã

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy