ЖУРНАЛ «СТА» №1/2006

34 СТА 1/2006 СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ www.cta.ru К тысячелетнему юбилею столицы Татарстана введён в эксплуатацию Ка- занский метрополитен, который, по мнению министра транспорта РФ, яв- ляется лучшим в России по своему уровню безопасности [1]. И это дейст- вительно так. Казанский метрополитен оснащён современными системами бесперебойного электропитания и по- жарной безопасности, средствами ан- титеррористической защиты и борьбы с грунтовыми водами. Вместе с тем наибольший интерес у отечественных и зарубежных специалистов в области эксплуатации метрополитенов вызы- вает аппаратнопрограммный ком- плекс управления движением поездов. Движущийся поезд метрополитена, как известно, представляет собой не только средство для быстрого и ком- фортного передвижения, но и источ- ник повышенной опасности для его пассажиров. Поэтому во всём мире к безопасности системы управления дви- жением поездов метрополитенов всегда предъявлялись повышенные требова- ния. Главная роль в решении этой зада- чи отводилась машинисту поезда. От его способности оперативно реагиро- вать на опасные ситуации, принимать правильные решения во многом зави- сели жизнь и здоровье людей. В основу построения системы управ- ления движением поездов Казанского метрополитена заложены идеи и прин- ципы, обеспечивающие достижение высокого уровня безопасности, кото- рые зародились в СанктПетербург- ском НИИ точной механики [25] и прошли экспериментальную проверку в метрополитене города на Неве. Уни- кальность Казанского метро заключа- ется в полном отсутствии морально ус- таревших релейных средств управле- ния и организации движения, которые до сих пор используются в метрополи- тенах нашей страны. На смену этим средствам пришли отвечающие совре- менному мировому уровню бортовые и станционные вычислительные ком- плексы, способные самостоятельно об- наружить и локализовать угрозу безо- пасному состоянию находящихся в метрополитене людей. Система управления движением по- ездов Казанского метрополитена по- строена по иерархическому принципу и включает в себя три уровня. На верх- нем уровне располагается центр дис- петчерского управления (ЦДУ). С его помощью осуществляется сбор необхо- димой информации, её оперативный анализ и выдача управляющих команд на средний уровень, который включает в себя оборудование, установленное на станциях метрополитена. Нижний уро- вень представляет собой аппаратуру, размещённую на поездах. Ц ЕНТР ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Всё оборудование и программное обеспечение центра диспетчерского управления разделено на две взаимо- связанные системы: комплексную сис- тему «Движение» (КСД), которая осу- ществляет процесс организации дви- жения поездов метрополитена, и ком- плексную автоматизированную систе- му диспетчерского управления (КАС- ДУ), решающую задачу управления внешними устройствами (имеет серти- фикат соответствия). Информация о движении всех поез- дов, их техническом состоянии, а так- же о состоянии оборудования, установ- ленного на станциях, и путевой аппа- ратуре передаётся на ЦДУ по дублиро- ванной волоконнооптической связи и отображается на проекционных табло Безопасность и экономичность — главные черты системы управления движением поездов Казанского метрополитена Рассмотрены архитектура и состав системы управления движением поездов Казанского метрополитена, которая характеризуется высоким уровнем безопасности пассажиров и экономичностью эксплуатации. Эта система, в которой реализованы новейшие научные и практические достижения в области автоматизированного управления и организации движения поездов метро, представляет собой пример инновационной деятельности отечественной промышленности. Виктор Белов, Анатолий Голынский, Константин Потапов, Михаил Гаркуша, Лев Коренев Поезд на станции Казанского метрополитена

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy