ЖУРНАЛ «СТА» №1/2006

40 СТА 1/2006 СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ www.cta.ru С ОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ 29 ноября 2002 года МПС России бы- ло принято решение о создании Еди- ной комплексной системы управления и обеспечения безопасности движения (ЕКС). Этому предшествовал ряд не- приятных случаев нарушений безопас- ности движения. Разработка концеп- ции системы ЕКС потребовала объеди- нения сил учёных и ведущих специали- стов Отраслевого центра внедрения но- вой техники и технологий (ОЦВ), Все- российского научноисследовательско- го института железнодорожного транс- порта (ВНИИЖТ), Российского науч- ноисследовательского и проект- ноконструкторского института ин- форматизации, автоматизации и связи (ВНИИАС), Московского государст- венного университета путей сообщения (МИИТ), Уральского отделения Все- российского научноисследовательско- го института железнодорожного транс- порта (УО ВНИИЖТ), ЗАО «Нейро- ком», Всероссийского научноисследо- вательского института железнодорож- ной гигиены (ВНИИЖГ), Института техникоэкономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта (ГИПРОТРАНСТЭИ) и создания творческого коллектива, на- считывающего более 100 высококвали- фицированных учёных и специалистов. В 2003 году был выполнен 1й этап про- екта, названный ЕКС1, в рамках кото- рого на программноинтерфейсном уровне были объединены в единый комплекс три широко внедрённые под- системы: унифицированная микропро- цессорная система автоведения поезда (УСАВП), система автоматического управления тормозами (САУТЦМ) и комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБУ). Концепцией создания ЕКС опреде- лены следующие цели и задачи: ● повышение безопасности и пропуск- ной способности лимитирующих ли- ний; ● единство оптимального управления и обеспечения безопасности движе- ния; ● автоматическое и автоматизирован- ное ведение поезда по участку; ● повышение живучести и помехоза- щищённости системы; ● обеспечение точного и безопасного выполнения графика движения; ● повышение рейсовой надёжности при максимальном уровне автомати- зации; ● улучшение условий труда машиниста за счёт интеллектуальных возможно- стей системы; ● обеспечение невозможности несанк- ционированного отключения систе- мы; ● интеграция на локомотиве подсис- тем УСАВП, САУТЦМ и КЛУБУ в единую открытую систему с посте- пенным наращиванием функций. С ТРУКТУРА ЕКС И ИЕРАРХИЯ ПОСТРОЕНИЯ Система ЕКС построена на основе объединения трёх базовых подсистем: автоведения УСАВП, автоматического управления тормозами САУТЦМ и безопасности КЛУБУ (рис. 1). В основе структуры ЕКС лежит УСАВП как подсистема, реализующая управление поездом с учётом всех тре- бований, предъявляемых к системе в целом: обеспечение безопасности, вы- полнение графика, движение по энер- гооптимальной кривой и др. Посколь- ку задачи этой подсистемы по обеспе- чению оптимального и безопасного управления сложны, многомерны и не- прерывны, требуется наличие специа- лизированной подсистемы, интеллек- туально воздействующей только на пневматические тормоза поезда. У та- кой подсистемы должны быть доста- точно простые и безопасные алгорит- мы управления, повышенные надёж- ность и помехозащищённость, исклю- чающие применение экстренного тор- можения. Эти функции в общей систе- ме выполняет САУТЦМ. Наряду с этим необходима подсистема с высо- ким уровнем надёжности, обеспечи- вающая защитные функции – таковой является КЛУБУ. Эта подсистема ре- шает специфические задачи приёма, фильтрации и дешифрации сигналов АЛСН (автоматической локомотивной сигнализации непрерывного дейст- вия), определения местоположения и контроля скорости. Её управляющее Электроника на службе безопасности движения В статье описана Единая комплексная система управления и обеспечения безопасности движения (ЕКС), цели её создания и решаемые задачи. Приведены основные функции и новые потребительские свойства ЕКС, описаны структура, технические решения и особенности системы. Борис Никифоров Приоритетной задачей ОАО «РЖД» является первоочередное оснащение Единой комплексной системой управления и обеспечения безопасности движения локомотивного парка пассажирского движения — электровозов серии ЧС2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy