ЖУРНАЛ «СТА» №1/2006

46 СТА 1/2006 РАЗРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ www.cta.ru В ВЕДЕНИЕ Несмотря на тотальное внедрение вычислительной техники и систем ав- томатизации во все отрасли жизни, в некоторых критических приложениях роль человекаоператора остаётся до- минирующей. К таким приложениям относится обеспечение безопасности перевозок на железнодорожном транс- порте, в частности, неразрушающий ультразвуковой контроль рельсов, уло- женных в путь. Именно в этой области наиболее надёжным средством ос- таётся съёмный рельсовый дефекто- скоп, управляемый операторами, и по- ка не предвидится ничто иное ему на замену. Авторы не первый раз обраща- ются к данной теме [13], поэтому сто- ит остановиться лишь на некоторых принципиальных моментах. В настоящее время происходит тех- ническое переоснащение служб диаг- ностики Российских железных дорог. На дороги поступают рельсовые дефек- тоскопы нового поколения, позволяю- щие не только обнаруживать дефекты рельсов, но и записывать поступающую информацию и действия оператора, то есть играть роль «черного ящика». По- сле появления дефектоскопа АДС02 (НТФ «Медуза») со встроенным реги- стратором преимущества такого кон- троля стали очевидными, и два других съёмных дефектоскопа — Авикон01 (ЗАО «Радиоавио- ника») и РДМ2 (НПП «РДМ») — стали дооснащать внешними регист- раторами. Все эти приборы функцио- нально близки, и самое главное их отличие от дефек- тоскопов предыду- щего поколения со- стоит в том, что за- писанную инфор- мацию можно затем повторно просмат- ривать и обнаружи- вать то, что пропус- тил оператор. В результате число выяв- ляемых остродефектных рельсов (ОДР) на железных дорогах резко возросло. В силу ряда технических причин выяв- ляемость ОДР съёмными дефектоско- пами оказывается выше, чем мобиль- ными. Для примера в табл. 1 приведены результаты эксплуатации различных средств дефектоскопии в системе ОАО «Российские железные дороги» и на Горьковской железной дороге (ГЖД) за 7 месяцев 2005 года (по материалам со- вещания руководителей центров диаг- ностики ОАО «Российские железные дороги» в Нижнем Новгороде в августе 2005 года). Н ОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДИАГНОСТИКЕ После того как число рельсовых де- фектоскопов с регистраторами перева- лило за половину всех имеющихся, стали обнаруживаться узкие места, в основном связанные с организацией контроля. Первая проблема была вызвана не- добросовестностью части операторов. Если раньше оператор мог просто до- ложить, что ничего не обнаружил, по- надеявшись, что аварии изза изломов рельсов происходят не очень часто, то теперь стало возможным фиксировать его действия, а при анализе аварий, связанных с изломами рельсов, потре- бовать просмотра записей из архива. Автоматизированная дефектоскопия рельсов: 5 лет спустя Данное обращение к теме автоматизированной дефектоскопии рельсов посвящено рассмотрению некоторых принципиальных моментов, связанных с новыми требованиями к организации контроля и диагностики состояния рельсов. Описаны соответствующие решения, реализованные в дефектоскопе АДС-02, и представлены основные направления дальнейшего совершенствования этого устройства, ориентированные на повышение надёжности искательной системы, увеличение производительности вторичного контроля, организацию беспроводной передачи данных и паспортизацию железнодорожных путей. Роман Беляев, Виталий Грибов, Алексей Ерошин, Алексей Кириллов, Александр Рейман, Александр Шишков Съёмный рельсовый дефектоскоп АДС-02 в процессе испытаний (контроль сечения рельса ручным искателем)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy