ЖУРНАЛ «СТА» №4/2006

46 СТА 4/2006 РАЗРАБОТКИ МАШИНОСТРОЕНИЕ www.cta.ru В различных отраслях машинострое- ния сохраняет свою актуальность задача нанесения на детали машин коррозион- ностойких, теплозащитных, износо- стойких и других покрытий. Не менее важной задачей остаётся восстановле- ние геометрических размеров изношен- ных деталей. Важнейшими свойствами покрытия, как правило, являются проч- ность его сцепления с поверхностью де- тали и стабильность качества. Лучшими свойствами обладают по- рошковые покрытия, нанесённые га- зодетонационным методом. Метод со- стоит в том, что в ствол установки вво- дится взрывчатая газовая смесь и поро- шок, затем в стволе инициируется дето- нация, продукты взрыва нагревают и частично плавят частицы порошка, а также разгоняют их до скорости поряд- ка нескольких сот метров в секунду. Частицы порошка, вылетая из ствола установки (пушки) и попадая на по- верхность детали, образуют покрытие. Процесс повторяется несколько раз в секунду. Если напыляемая поверхность имеет размеры, превышающие диаметр ствола, деталь перемещают относитель- но ствола с помощью манипулятора. Д ЕТОНАЦИОННОЕ НАПЫЛЕНИЕ : ОСОБЕННОСТИ , НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И АВТОМАТИЗАЦИИ Метод существует около пятидесяти лет. Его развитие было связано в ос- новном с упрощением настройки ре- жимов напыления, повышением ста- бильности качества покрытия, совер- шенствованием дозаторов и манипуля- торов, обеспечением взрывобезопас- ности, разработкой средств контроля и автоматизации всего процесса напыле- ния. Область применения детонацион- ного напыления весьма обширна: от упрочнения деталей авиационной тех- ники (рис. 1) до восстановления изно- шенных деталей машин и механизмов (рис. 2). Автоматизированный детонационный комплекс «Обь» для нанесения порошковых покрытий В статье представлен один из примеров реализации автоматизированной промышленной технологии с использованием взрыва. Описывается компьютеризированный детонационный комплекс для нанесения порошковых покрытий, который позволяет выполнять обработку широкой номенклатуры деталей машин и механизмов по задаваемым программам, обеспечивая при этом автоматическое предотвращение взрывоопасных ситуаций и контроль режима напыления. Тамара Гавриленко, Андрей Кирякин, Юрий Николаев, Владимир Ульяницкий Рис. 1. Лопатки ( а ) компрессора авиационного двигателя ( б ), упрочнённые металлокерамическим композитом WC+Co (места с упрочняющим покрытием отмечены красными стрелками) а б Рис. 2. Вал турбодетандера с восстановленными опорными шейками ( а ) и восстановленные детали автомобиля ( б ) а б

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy