ЖУРНАЛ «СТА» №1/2007

платформе, а также индикацию со- стояния систем освещения. Освещение в тоннелях используется для выдачи предупредительной сигна- лизации перед подачей напряжения на контактный рельс. Чтобы активировать сигнализацию, дежурному по станции необходимо нажать кнопку «Сигнали- зация», при этом в центре экрана поя- вится окно, представленное на рис. 6. Для запуска алгоритма автоматическо- го управления сигнализацией необхо- димо нажать кнопку «Пуск». Сигнали- зация состоит из трёх выполняемых по- следовательно друг за другом фаз. 1. Подача сигнала времени: во время выполнения этой фазы в тоннелях включается всё освещение на 5 се- кунд, потом гаснет на 5 секунд, а за- тем включается на 5 минут. 2. Первый предупредительный: в тон- нелях два раза на 5 секунд отключа- ется свет, а затем включается и про- должает гореть в течение 10 минут. 3. Второй предупредительный: в тонне- лях три раза на 5 секунд отключается свет, а затем включается и продолжа- ет гореть то освещение, которое бы- ло включено до запуска предупреди- тельной сигнализации. Во время каждой фазы соответствую- щий индикатор мигает зелёным цве- том. Процентная шкала отображает ход выполнения всего алгоритма управле- ния сигнализацией. Кнопкой «Стоп» можно прервать выполнение алгорит- ма. Кнопкой «Пауза» можно приоста- новить его выполнение, а затем про- должить, нажав кнопку «Продолжить». АРМ энергодиспетчера предоставляет возможность просмотра полной инфор- мации о состоянии объектов энергети- ки на выбранной станции и управления ими. На основном экране выбранной станции располагается однолинейная схема электроснабжения станции. На этой схеме динамически отображается положение всех разъединителей и вы- ключателей, участ- вующих в электро- снабжении. Также с этого экрана дис- петчеру предостав- ляется возможность управления разъе- динителями и выключателями (рис. 7). Для выдачи команды управления дис- петчеру нужно лишь щёлкнуть левой кнопкой мыши на нужном объекте и в появившейся панели управления вы- брать нужную команду. Все контролируемые объекты элек- троэнергетики разделены на 3 группы: РУ 6 кВ, РУ 825 В, щиты 380/220 В. На АРМ каждая группа представлена своим меню. В нём располагаются кнопки пе- рехода к экранам, содержащим полную информацию о состоянии какоголибо агрегата, а также индикаторы наличия аварийных сообщений и наличия связи с контроллером конкретного агрегата. Для разграничения прав пользовате- лей на каждом АРМ предусмотрена подсистема авторизации пользователей. Данная подсистема имеет 3 уровня дос- тупа: «гость» – для этого уровня не тре- буется авторизация, здесь все функции управления блокируются, и остаётся лишь возможность просмотра состоя- ния агрегатов; «оператор» – на этом уровне предоставляется возможность управления агрегатами; «наладчик» – предоставляется возможность коррек- тировки системных констант, исполь- зуемых для преобразования аналоговых сигналов, а также изменения режимов функционирования агрегата («Ремонт» или «Работа»). Все данные по регистра- ции пользователей фиксируются под- системой в архиве событий и тревог. З АКЛЮЧЕНИЕ Совершенно очевидно, что реализа- ция столь масштабного проекта, как создание системы КАСДУ первой ли- нии Казанского метрополитена, не мог- ла пройти без проблем. Были отдельные нестыковки в различных частях проек- та. Не всегда генподрядчик – «Казмет- рострой» – обеспечивал эффективное взаимодействие своих субподрядчиков. Были проблемы (а где их не бывает!) с ритмичностью финансирования работ. Наконец, сроки, сроки, сроки… Но в то же время проект КАСДУ – это и пример эффективного сотрудничества триумвирата в составе Научноисследо- вательского института точной механи- ки, г. СанктПетербург (разработка структуры системы, определение её функций, организация взаимодействия с заказчиком), СанктПетербургского филиала компании ПРОСОФТ (постав- ка комплектующих и общесистемного программного обеспечения) и ООО «ШАТЛ», г. Казань (разработка и изготовление шкафов управления, раз- работка программного обеспечения, монтаж и пусконаладка системы). Сей- час можно смело утверждать, что только совместный дружный квалифицирован- ный труд этих коллективов обеспечил реализацию проекта в кратчайшие сро- ки. Нельзя обойти вниманием и экс- плуатирующую организацию «Муници- пальное унитарное предприятие „Мет- роэлектротранс”», г. Казань, специали- сты которой взяли, в конце концов, в свои руки неблагодарную функцию взаимоувязки работ, выполнявшихся различными подрядчиками. ● Л ИТЕРАТУРА 1. Белов В., Голынский А., Потапов К., Гар- куша М., Коренев Л. Безопасность и эко- номичность — главные черты системы управления движением поездов Казанско- го метрополитена // Современные техно- логии автоматизации. 2006. № 1. С. 3438. Авторы — сотрудники ООО «Шатл», г. Казань Телефон/факс: (843) 238-1600 E-mail: shuttleroot@kai.ru СИС Т ЕМНА Я ИН Т Е Г РАЦИ Я / ЖЕ Л Е З НОДО Р ОЖНЫЙ Т РАН С ПО Р Т 11 СТА 1/2007 www.cta.ru Рис. 6. Окно активирования сигнализации Рис. 7. АРМ энергодиспетчера. Экран по станции «Горки»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy