ЖУРНАЛ «СТА» №3/2008

66 СТА 3/2008 РАЗРАБОТКИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ www.cta.ru В ВЕДЕНИЕ В многостадийном процессе разра ботки и создания новых автомобилей существенное место занимают дорож ные испытания. Задачей этих испыта ний является экспериментальное оп ределение технических характеристик автомобилей в реальных условиях эксплуатации. Для проведения иссле дований прочности и надёжности трансмиссий автомобилей с целью дальнейшего совершенствования их конструкции и технологии изготовле ния необходимо иметь автоматизиро ванную измерительную систему на ба зе современных компьютерных и мик ропроцессорных средств. Такая систе ма разработана сотрудниками Объеди нённого института машиностроения Национальной академии наук Респуб лики Беларусь и НИИ средств автома тизации ГНПО «Агат». Испытательное оборудование обыч но содержит датчики, средства преоб разования и измерения сигналов, сред ства передачи, накопления и обработ ки данных. Механические трансмиссии, широко применяемые на современных грузо вых и легковых автомобилях, содержат вращающиеся детали и узлы: кардан ные валы, полуоси, шестерни и т.д. При испытаниях прочности и надёж ности таких трансмиссий возникает проблема съёма сигналов c датчиков, установленных на вращающихся дета лях, для последующего их измерения и обработки на компьютере. Примене ние токосъёмников в виде скользящих контактных устройств имеет большие недостатки: они изнашиваются, при дорожных вибрациях в измерительных каналах создают помехи, от которых в дальнейшем трудно избавиться. Аль тернативой таким решениям является применение беспроводных систем, обеспечивающих передачу данных от вращающихся датчиков до компьютера по радиоканалам. Другая проблема состоит в необхо димости накопления больших объё мов экспериментальных данных. Компьютер (ноутбук) с накопителем данных на жёстком вращающемся диске (винчестере) не может обеспе чить надёжность работы в условиях вибраций, возникающих при движе нии автомобиля. Необходим проме жуточный регистратор данных, реали зованный на базе твердотельного флэш диска. При таком решении но утбук, находящийся в кабине автомо биля, включается только после окон чания цикла измерений, то есть при остановленном автомобиле в отсут ствие вибраций. После ввода получен ных данных с флэш диска в ноутбук и оперативной их обработки принима ется решение о продолжении или прекращении испытаний. Телеметрическая система для дорожных испытаний автомобильных трансмиссий Анатолий Ярусов, Тимофей Тенюшко, Дмитрий Швец Описаны технические и программные средства системы для дорожных испытаний автомобильных трансмиссий. Первичная информация снимается с тензометрических датчиков, установленных на вращающихся полуосях. Данные, полученные после усиления сигналов и преобразования в цифровую форму, передаются по радиоканалам Bluetooth в кабину, где регистрируются на флэш(диске, а затем вводятся в ноутбук. Измерительный блок 6 У Измерительный блок 1 Регистратор Ноутбук МП DBT 120 Блок питания 24/5 В CPU686E CompactFlash 1 Гбайт DI32 ТД Д8 Д7 БП БП ТД DBT 120 У МП DBT 120 Условные обозначения: ТД — тензометрический датчик; У — усилитель; МП — микропроцессор с аналого цифровым преобразователем; БП — батарея питания; DBT 120 — радиоадаптер Bluetooth; Д7 — датчик скорости вращения коленвала дизеля; Д8 — датчик скорости автомобиля; CPU686E — центральный процессорный блок; DI32 — модуль ввода дискретных сигналов. Рис. 1. Структурная схема телеметрической системы для дорожных испытаний автомобильных трансмиссий

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy